Статьи

Главная » Статьи » Истории по истории » Лекции по истории России

2 Русь в 9-12 веках, социальное устройство и культура

Социально-экономическое и политическое устройство Киевской Руси

Социально-экономическое устройство

Подавляющее большинство жителей Киевской Руси составляли свободные общинники - крестьяне. Община называлась "вервь". Слово, вероятно, происходит от того же корня, что и "верёвка". Община объединяла соседей 2-4 деревень. Все общинники были лично свободны, обязанности они несли лишь по отношению к государству - княжеской власти. Обязанность состояла в уплате дани, и взималась не с каждой семьи, а со всей общины.

По мере становления Киевского государства растёт число вотчин - крупных земельных владений, принадлежащих отдельным лицам. Эти владения возникали на пустующих землях. Археологические данные свидетельствуют, что скопления деревнь ("гнёзда") находились на значительном расстоянии друг от друга, их могли разделять десятки километров. Лесные пустоши и занимали вотчинники.

 

Вотчины в Киевской Руси

1 - составляли меньшую часть земель;

2 - принадлежали князьям и их дружинникам, в первую очередь, "старшим" или боярам;

3 - в вотчинах работали люди, находившиеся в разной степени зависимости от владельцев вотчин.

Категории зависимого населения

Холопы - рабы, ставшие таковыми за неуплату долга

Челядь (ед ч - челядин) - рабы-военнопленные

Закупы - полурабы, сохранявшие частичную правоспособность

Изгои - люди утратившие связь со своей социальной группой. Слово происходит от глагола "гоить" - "давать жить", следовательно, "те, кому не дают жить". Изгоями могли становиться общинники, изгнанные по решению веча. Раньше таких людей ждала гибель. Теперь они могли стать подневольными работниками в вотчине. Могли это также быть дети священников, не желавшие учиться грамоте, младшие отпрыски боярских родов - все, кто по той или иной причине оставался без средств к существованию.

Смерды - предположительно пленные, которые захватывались целыми группами, может быть, деревнями, и дружинники перемещали их в свои вотчины и заставляли работать на себя.

            Чтобы вотчина могла существовать, её владелец должен был иметь

                          землю                   и                    работников

 

Захват земли был делом несложным - низкая плотность населения и огромные неосвоенные просторы позволяли делать это без труда.

Ценностью была не земля, а рабочие руки. Владельцы вотчин дружинники добывали себе работников, в первую очередь, захватывая пленных. Другим средством было дать зерновую ссуду общинником из своих резервов, и потом получить долговых рабов.

Ещё одна особенность Киевской Руси - большое число городов, центров ремесла и торговли. Следует иметь ввиду, что по тем временам населённый пункт, в котором проживало порядка 200 человек мог называться городом. Население городов было преимущественно свободным.

 

Политическое устройство

            В Киевской Руси две системы власти - одна традиционная, берущая начало из первобытности - вечевая система. Другая - новая система - княжескаяВо главе княжеского управления стоял Великий киевский князь. Ему подчинялась дружина. Но "подчинялась" не совсем точное слово. Дружина называлась так потому, что состояла из "друзей" князя. Поступить в неё мог любой свободный человек. Князь был заинтересован в привлечении людей в дружину, и знаменитые пиры, которые устраивали киевские князья, служили, в том числе, и этой цели - привлечению в дружину. От того будет ли князь ладить со своей дружиной, довольна ли будет дружина князем зависело его положение.

            Дружина делилась на "старшую", включавшую бояр, отроков и детских и "младшую". Из числа первых назначались наместники, это были советники князя. Вторые, помимо участия в походах, собирали дань, осуществляли суд, управляли княжеским хозяйством. "Русская правда" донесла названия должностей - вирники (судьи, взимали штрафы), мытники (сборщики торговых пошлин) и так далее.

            В крупнейшие города, племенные центры, назначались посадники - из числа младших князей дома Рюриковичей, либо это были бояре. Но параллельно в городах действовали народные собрания - вече. Действовало вече не только в Новгороде, но почти во всех городах. Зачастую между княжеской и вечевой властью возникали противоречия. Не часто, но случалось, что вече выгоняло из города княжеского представителя, или даже самого киевского князя.

                        Принятие христианства: причины и следствия

Важнейшее событие в истории Руси - принятие христианства в 988 году (по другим сведениям одним-двумя годами позже) по инициативе князя Владимира Святославича. Крещение Руси стало второй религиозной реформой, предпринятой этим князем.

 Первую попытку Владимир предпринял в 985 году. Владимир попытался упорядочить существовавшую языческую веру. Слово "язычество" происходит от слова "язык", которое в древнерусском означало "народ".  Таким образом, языческая вера - народная вера, то есть существовавшая испокон веков. Языческая религия свойственна первобытным обществам, и всегда является политеистической (политеизм - многобожие). Богов может насчитываться сотни, и даже тысячи, среди них выделяются наиболее почитаемые. В каждой местности, в каждой общине принято поклоняться своим божествам. Язычество не является какой-то упорядоченной системой, просто так называют совокупность культов, распространённых в определённой местности. Владимир попытался на базе разных славянских культов создать какой-то единый. Он повелел в Киеве на горе воздвигнуть святилище нескольких языческих богов, причём главным из них был объявлен Перун. Перун - покровитель воинов, его почитали дружинники. Видимо поэтому Владимир и попытался объявить его главным.

Но попытка реформы не удалась. Культ Перуна господствовал в дружинной среде, но никак не способствовал упрочению княжеской власти за пределами дружины.

И вот тогда Владимир Святославич предпринимает знаменитое Крещение Руси. Согласно ПВЛ в Киев прибывают византийские монахи, которые и крестят киевлян.

С точки зрения хода исторического процесса важен вопрос о причинах и следствиях религиозной реформы.

1) Первая причина лежала в сфере внутренней политикиКняжеской власти, которая была новым для общества явлением, нужно было обосновать в глазах населения законность своего существования, нужно было попытаться не только силой дружины, но и идеологически упрочить своё положение. Представление 1 бог-1 правитель больше соответствовала нарождающемуся государству, чем многобожие.

2) Вторая причина связана с внешним миром, со средневековой системой международных отношений. Средневековый человек признавал равным себе лишь того, кто принадлежал к одной с ним вере. Таким образом, равноправная торговля, участие в политических союзах с другими странами возможны были, если Русь будет принадлежать к той же вере.

ПВЛ приводит красочный рассказ о том, как князь Владимир веру выбирал. По легенде, к его двору прибыли представители разных вер, каждый из которых расхваливал свою. Ислам поначалу понравился князю, потому что разрешено многожёнство, но потом князь отверг эту веру, так как нельзя пить виноКатоличество не понравилось ему строгостью обрядов. А вот красота православных обрядов заставили Владимира сделать выбор в пользу византийской веры. Скорее всего рассказ летописца литературная новелла, призванная обосновать выбор князя Владимира.

Реально вряд ли такой выбор был. Самые тесные торговые связи были у Руси с Византией, в налаживании отношений именно с этой страной Русь была заинтересована больше всего. Выбор православия был предопределён.

Следует представлять себе, что распространение христианства было долговременным процессом

Начался он до Владимира - христианство приняла в Византии ещё княгиня Ольга, известно что христианский храм существовал в Киеве ещё до 988 года.

 И продолжался этот процесс также очень долго. Исследуя источники XVI века, Ключевский пришёл к выводу, что в деревнях европейского центра России существовало "троеверие" - христианская вера сочеталась с поклонением древним славянским и финским божествам.

Следствия принятия христианства

Сказались, главным образом, на городской культуре, вот важнейшие:

1) На Руси появилась письменность;

2) Появилась "книжность". Это древнерусское слово означало разного рода словесное творчество: создание летописей, художественных произведений, переводов;

3)  Появилась каменная архитектура, традиции которой были привнесены из Византии. Первое каменное сооружение на Руси - Десятинная церковь в Киеве. (Она не сохранилось, здание, вместившее в себя множество народу, рухнуло во время осады Киева монголами);

4) Появилась живопись (иконопись);

5) В какой-то мере христианство способствовало смягчению нравов. Постепенно в среде знати уходит в прошлое обычай родовой мести. Несколько ограничивается рабство. В "Русской правде" упоминается особая категория людей - "задушные люди". Исследователи считают, что это бывшие рабы, которых хозяева по духовному завещанию отпускали на свободу. Ведь христианство осуждало рабство.

 

 

 

Категория: Лекции по истории России | Добавил: Senebty (03.07.2016)
Просмотров: 606 | Теги: социально-экономическое развитие Ру, культура древней Руси | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0