Статьи

Главная » Статьи » Истории по истории » Лекции по истории России

1 Русь в 9-12 веках

Древняя Русь

Заселение Восточноевропейской равнины

 

Историческое ядро России - Восточноевропейская равнина.

            Люди селились здесь, по крайней мере, уже 20 тысяч лет назад. Они говорили на языках разных семей и групп.  К концу I тыс. новой эры говорили в основном на древнеславянском языке и на языках и финно-угорской семьи.

Слово «славяне»  происходит от "словене" - люди, говорящие «словами», то есть «понятно».

По территории будущей Руси славяне расселялись, начиная с VI века, двумя потоками - с южного побережья Балтийского моря и с Дуная по Днепру.

                        В VI-VIII веках славяне и их соседи переживали процесс изменения традиционного первобытного способа жизни - люди начинали осваивать разные профессии, выделялась знать. А выделение знати (то есть людей, претендующих на неравное положение и руководство общиной) является прологом образования государства

           

Понятие "Государство"

В любом обществе существуют проблемы, если они решаются совместно в свободное от работы время - это первобытное общество.

            Если есть те, кто специально (профессионально, больше ничем) занимается решением общественных дел - существует государство. У слова государство 2 значения.

Государство – это

1 - люди и учреждения, профессионально, управляющие обществом;

2 - общество, где имеются люди,  управляющие профессионально.

 

 

Признаки государства

 - профессиональные управленцы;

- профессиональные армия, полиция, суд;

- письменные законы;

- налоги;

- общая территория разных племён.

 

Когда возникает государство? - Когда жизнь усложняется настолько, что само общество не справляется с решением своих проблем, иначе - возникают разные интересы, их необходимо урегулировать.

У славян к VIII - IX векам общество уже не было однородным, были разные профессии, появились ремесленники, военная знать, появился слой жрецов – сложилась ситуация, которая была порогом образования государства.

            Образование государства - важный момент в истории, потому что этот институт обычно ускоряет развитие общества.

 

 Формирование древнерусского государства

Вопрос об образовании древнерусского государства оказался одним из самых дискуссионных (спорных) во всей отечественной историографии. Истоки спора восходят ко временам Петра I

            Пётр I для написания истории России пригласил из Германии историков Байера, Шлёцера и Миллера. Они обнаружили, что нет источников и отправились в монастыри - центры хранения документов, собрали летописи.

            В частности, в одной из летописей Шлёцер обнаружил легенду, которая и стала камнем преткновения и предметом уже почти трёхсотлетнего спора.

            Эта легенда о призвании варягов. Впервые она была записана в «Повести временных лет» (ПВЛ).

            ПВЛ - летопись, основной вид письменного источника по истории России вплоть до XVI века

            Летопись - это погодная запись дел, которые наблюдал, или о которых читал либо слышал летописец

Древнейшая дошедшая - ПВЛ, XII века, авторы – Нестор и Сильвестр, описываются события за 500-300 лет до жизни авторов.

Цель - объяснить "Откуда есть пошла русская земля, и кто первее на Руси стал княжить" - говоря современным языком, рассказать о начале Древнерусского государства

            Один из первых рассказов летописи - о призвании варягов.

            Жили у Волхова и Ладоги три племени - ильменские словене, кривичи и чудь (меря), платили дань варягам, но случилось восстание Вадима Храброго – варягов выгнали, местные племена стали ссориться. Старец Гостомысел (862) дал совет - призвать для разрешения ссор варягов из-за моря. Избрались послы и отправились, и сказали:"Земля наша велика и обильна, а порядкаиходите княжить и владеть нами». И пришли три брата-варяга - Рюрик, Синеус  и Трувор и сели - в Ладоге, на Белом озере и в Изборске.

            Кто такие варяги? - Традиционное понимание этого слова - викинги (норманны) - выходцы из Скандинавии, которые в VIII-XI веках покидали её пределы и в иных землях занимались разбоем, торговлей, нанимались на службу к владетельным особам. Таким образом, Рюрик и братья возглавляли такой скандинавский военно-морской отряд, и во главе его пришли и стали первыми древнерусскими князьями.

            После того как Байер и Шлёцер опубликовали этот рассказ, появилась точка зрения, согласно которой создателями древнерусского государства - первыми правителями Древней Руси были варяги (норманны). Соответствующую теорию стали называть норманнской.

            В дальнейшем сторонниками норманнской теории были такие известные историки как Карамзин и Ключевский.

            У норманнской теории сразу же появились противники, самый известный их них, - Ломоносов. Они утверждали, что славяне создали государство самостоятельно, без помощи "варягов из-за моря". Легенду они считали выдумкой летописца. Сторонников такой точки зрения стали называть антинорманистами.

            За прошедшие века постарались обе стороны и выдвинули множество аргументов в защиту своей точки зрения.

Аргументы антинорманистов (примеры)

1) Государство на Руси существовало уже до варягов. В частности в Византийских летописях упоминаются славянские князья Мал, Бож - упоминаются за 100 лет до варягов - они и есть первые князья.

2)  Легенда о братьях-варягах уж очень походит на легенду. В переводе с древнескандинавского Синеус - "свой род", Трувор - "верная дружина". Не такая же ли выдумка и Рюрик? Да и вообще в ранние времена короли любили возводить себя к каким-нибудь иностранным родам.

3) С конца XIX века, когда стала развиваться археология, антинорманисты  уже не отрицали наличия варягов на Руси, но заметили такую вещь: поселения варягов - за пределами городов (Рюриково городище в Новгороде, Гнездово под Смоленском) - отсюда вывод - варягов в города не пускали, они были просто наёмниками у славянских князей.

Аргументы норманистов (примеры)

1) По ПВЛ имена первых правителей - скандинавские

Рюрик - "Хродрик" - "слава, богатство, могущество"

Олег - "Хельги" - "святой"

Игорь - "Ингвар" - от имени бога "Ингио" + "ВАРР" - защищать

2) Не только послы, но и перечисленные в ПВЛ знатные люди, в частности, послы в Византию, носят скандинавские имена, первый международный договор Руси 911 года подписан Карлом, Ивером и т д.

3) Археологический аргумент - действительно, норманнские поселения за стенами городов, и составляют небольшую часть - 2%, но это самые богатые захоронения, там больше всего золота, оружия и т д - это погребения знати, которая не хотела смешиваться с рядовым населением

Современная наука

отвергает крайности как одной, так и другой теории. Хотя расхождений и в современной историографии множество, картина, которую рисует большинство исследователей примерно следующая.

1) Присутсвия норманнов никто не отрицает, Рюрик признаётся историческим лицом. По поводу братьев единства мнений нет. Спор идёт о том, выходцем из какой части Скандинавии был Рюрик, раньше считали - из Швеции, сейчас склоняются считать его родиной Данию.

2) Норманнов нельзя считать создателями государства на Руси, потому что, как свидетельствуют данные этнографии, государство вообще невозможно привнести извне, оно складывается, если общество к этому готово. К моменту, когда викинги появились на территории будущей Руси, жизнь славянских и финских племён настолько усложнилась, что требовалась регулировка. Племена жили уже не одинаково - одни были богаче, другие беднее, назревали конфликты - требовался посреднический механизм - государство.

            И вот здесь "подвернулись" варяги - которые не создали, но ускорили процесс образования древнерусского государства.

 

Почему викинги оказались на Руси в IX веке, и почему смогли дать толчок процессу образования государства?

В VIII-XI веках в Европе наступила так называемая "эпоха викингов" - отряды искателей лучшей жизни на кораблях отправлялись за пределы Скандинавии. Занимались викинги, чем выгоднее - разбоем, торговлей, нанимались на службу. На просторах Восточноевропейской равнины выгоднее всего было торговать, используя реки, которые текли в меридиональном направлении. Самым выгодным был путь, который связал северную и Западную Европу через систему этих рек со средневековой Грецией - Византией. Это был знаменитый путь "из варяг в греки". Другой путь викинги проложили от Балтики к Волге - "из варяг в хазары".

         Чтобы обеспечить безопасность торговли (скандинавским железом, рабами, оружием) варяги основывали укреплённые поселения - гарды. (Впоследствии в скандинавских источниках Русь будет называться "Гардарики" - страна гардов).

            Таким образом, в лице варягов (викингов) на территории будущей Руси оказались вооружённые и организованные отряды.

Местная родовая знать (славянская и финская), которая стремилась подчинить своей власти свободные общины, решила привлечь эту готовую организованную силу для решения своих задач, например, в качестве наёмных дружинников. А выгода, которую получала и славянская знать и варяжские дружинники - дани, собираемые с общин за установление мира между ними, за их охрану. Не допускать войн между племенами - "работа" варягов, за которую они получали оплату в виде даней.

            Договориться славянской и варяжской знати было несложно: как показали прежде всего археологические исследования последних десятилетий, на всём европейском Севере - и в Скандинавии и на Руси шли сходные процессы, общество находилось примерно на одной стадии. Современная теория, согласно которой культура и социальные процессы раннего средневековья на всём европейском севере были сходными получила название "теории Балтийской цивилизации"

 

  1. Название "Русь": гипотезы происхождения

Названия многих стран представляют собой загадку, например, Греция (происходит из языка этрусков, письменность которых не дешифрована). Перевод других названий совершенно ясен, как, например, Швеция.

     Название "Русь" занимает промежуточное положение: гипотез много, но есть ведущая (её придерживается большинство специалистов).

     Впервые это название в X веке упоминает византийский император и вместе с тем историк Константин Багрянородный. После него византийские авторы так стали называть людей, которые совершели на них с севера походы. Но в течение долгого времени - людей, но не страну!

     Лингвисты, решая проблему происхождения названия, обратили внимание: есть три типа названий племенных союзов, который упоминают древнерусские источники

- древляне, поляне

- кривичи, родимичи

- водь, емь, сумь.

"Русь" похоже на последнюю группу и, судя по форме, связано с языками финно-угорской семьи.

     В финском языке название Ruotsi обозначает шведов и восходит к древнескандинавскому глаголу ruo - "грести", "плыть". Таким образом,  Ruotsi - гребцы, мореходы. Так обозначали викингов

     Из финских наречий название викингов перешло в язык древних славян и по фонетическим законам преобразовалось в "Русь".

            Изначально это слово относилось к варягам.

            Затем оно распространилось на всю княжескую дружину, в которую вошла и славянская, и финская знать.

            Затем слово стало обозначать территорию, контролируемую княжеской дружиной (рубеж X-XI)

            О происхождении слова "Россия" - в лекции по XV веку

 

Киевская Русь

 

Будем оперировать 2 терминами - Древняя Русь и Киевская Русь

КР - конец IX - начало XIII - от образования государства до монгольского нашествия

Понятие ДР употребляют в разных смыслах:

- иногда - как синоним КР

- иногда - как период до конца средневековья (XV - XVI веков)

- иногда - как всё допетровское время.

 

      До конца XVIII века более 95% населения страны - крестьяне. Их повседневность почти не менялась от Киевской Руси до петровской. Не случайно в современной исторической науке принят термин "долгое средневековье".

     

    Жизнь людей была тогда существенно короче, соответственно все жизненные стадии наступали раньше. Жили в среднем порядка 35 лет. До 45-50 доживала знать. Большое число детей в семье было необходимостью: из 10 выживало 2.

            В крестьянских семьях работа начиналась с 3 лет: с этого возраста ребёнок способен пасти гусей. Работа продолжалась всегда - старухи присматривали за детьми, старики плели лапти. Лапти носятся 2 недели. Семья 8-10 человек. Поэтому "лапотная" работа не переводилась.

            В брак юноши вступали примерно с 15 лет: с этого момента они могли идти за плугом, следовательно могли обеспечивать существование семьи. Девочек выдавали замуж примерно с 12 лет. Но по древнерусским источникам известны примеры, когда церковь осуждала браки 8-11- летних.

            Средневековый человек гораздо меньше ощущал свою индивидуальность, чем современный. Отдельное существование не было ни нормой, ни ценностью. Ярким выражением тесноты средневеково мира была изба. Если бы нам пришлось существовать некоторое время в традиционной избе, самым сложным оказалась бы не необходимость топить печь и носить воду, а то обстоятельство, что изба

во-первых, делилась между людьми и животными

во-вторых, вовсе не делилась между людьми.

Комнат не было, спали на 1 печи, ели поочерёдно, в большой семье 1 ендова (миска) полагалась на четверых.

            Особенностью человеческих отношений была строгая иерархичность.

- За едой полагалось брать ложки по старшинству, за порядком наблюдал отец, нарушитель получал от него ложкой по лбу.

- Также и работа полагалась строго в соответствии с возрастом и положением в семье: старший сын пахал, младший боронил, отец сеял. Замужние женщины работали в огороде, сажали овощи, незамужние пряли.

            В крестьянской общине была принята взаимопомощь.

- Если в какой-либо семье все взрослые трудоспособные заболевали, сельский сход (вече) назначал, кто будет топить печи, ухаживать за стариками и детьми, готовить еду

- Община помогала сеять и убирать урожай вдовам и сиротам.

- Существовал обычай, который назывался "помочи" - если семья не справлялась с каким-то видом работ, можно было пригласить на помощь всех, кто пожелает из деревни - потом работа переходила в угощение. Известные уже из XIX века обычаи - "завивание бороды" - уборка последней полосы, которую всем миром нужно было успеть завершить до сезона дождей.

К свадебному сезону приурочивались и "капустки" - шинкование и засолка капусты на зиму. Работой занимались женщины и незамужние девушки, а молодые люди приходили, чтобы развлекать их шутками. После "капусток" в деревнях играли свадьбы.

С этим обычаем связана одна из версий происхождения слова "капустник"         

 

Обзор политической истории КР (середина IX - середина XI)

            Основным источником для воссоздания политической истории служат летописи, и прежде всего ПВЛ и Новгородская летопись. Согласно этим источникам с 862 года на севере Руси появился князь - Рюрик, его резиденцией стала Ладога. На этом основании в ряде учебников Ладогу называют первой столицей Руси. Это верно с некоторыми оговорками: столица - место постоянного пребывания высших органов управления. Никакого постоянного аппарата управления ещё не было, да и Рюрик, согласно некоторым сведениям, неоднократно и надолго Ладогу покидал. О его правлении с 879 года мы осведомлены крайне плохо.

            Рюрику наследовал его малолетний сын Игорь, но реально власть при нём сосредоточилась при Олеге, который, по-видимому, был родственником Рюрика. Бытует также версия, что имени этого правителя мы не знаем, потому что "Олег" в эпоху викингов - не имя, а титул, также как и женский аналог - "Ольга".  В переводе слово означает "святой". Существует предположение, что таков был титул регентов - правителей при малолетних князьях, регентами становились языческие жрецы. Отсюда и знаменитый эпитет, связанный с именем Олега - "вещий" - то есть прорицатель.

            Как бы там ни было, именно Олега можно считать создателем Киевской Руси. Потому что в 882  году дружина Олега совершила поход из района Ладоги-Новгорода в Киев и захватила его. Со времени Олега условной "столицей" стал Киев. Если задуматься, деяние Олега представляется странным. Он попытался объединить под своей властью огромную территорию, провозгласил себя владыкой самой большой державы Европы. На самом деле у Олега не было средств, держать эту территорию в подчинении, но своим походом он как бы выразил намерение. Что же заставило дружинников Олега двинуться на завоевание территории, отстоящей за тысячу километров?

            Наиболее очевидное обстоятельство - желание контролировать весь путь "из варяг в греки".

                        Период правления Олега ознаменовался двумя удачными походами на Византию. Один из этих походов завершился подписанием договора с византийским императором (911). Текст этого договора полностью приводится в ПВЛ и считается первым дошедшим до нас международным документом Руси.

            Походы на Византию совершались и до Олега и после него. Зачем? Когда вскрывались ото льда реки, княжеская дружина отправлялась в "полюдье". Совершался объезд племён, в ходе которого взималась дань. Можно лишь предполагать, что племена и общины более богатые готовы были платить эту дань за то, что княжеская дружина ограждала их от притязаний соседей. Другие делали это под угрозой применения силы. Дань собиралась зерном, шкурами, мёдом. Большую часть собранного дружина везла продавать в Византию, где можно было приобрести ремесленные изделия, вина - предметы роскоши. Но византийские власти не заинтересованы были пускать неведомых купцов на константинопольские рынки торговать беспошлинно или за низкую пошлину. Походы на Византию и были попыткой русских князей заставить византийского императора предоставить наиболее выгодные условия торговли.

            Согласно легенде, изложенной в ПВЛ, Олег погиб от укуса змеи. В трёх городах показывают три могилы Олега: в Ладоге, в Киеве и в Упсале (Швеция, там находятся курганы, под которыми покоятся древнейшие шведские короли).

После смерти Олега власть перешла к выросшему Игорю, сыну Рюрика. Он также совершил поход на Византию, но неудачный. Его дружина не получила ожидаемой прибыли и стала роптать. Тогда Игорь разрешил воеводе Свенельду с частью дружины повторно собрать дань с древлян. После этого другая часть дружины Игоря выразила недовольство, в третий раз сбор дани с тех же древлян возглавил сам Игорь. Третьего сбора древляне не вытерпели и убили Игоря

            Сын Игоря Святослав был маленьким, Киевскую Русь возглавила вдова Игоря Ольга. Прежде всего Ольга занялась местью за убитого Игоря.

            Историки считают, что 3 мести Ольги - литературная новелла, вряд ли это истинное описание событий.

            Автор ПВЛ сообщает, что после гибели Игоря древлянский князь Мал посватался к Ольге и прислал послов. Ольга передала им, что примет их завтра с почётом, но когда её дружинники за ними придут, сказать: "Ни пеши не пойдём, ни конны не поедем, а несите нас в ладьях". Так и произошло. А ладьи были брошены в заготовленную яму и закопаны - Автор ПВЛ показывает неразумность древлянских послов: в ладьях у варягов хоронили, они этого не поняли.

            Вторая месть - послы просили прежде аудиенции отвести их в баню - закрыли окна – сожгли послов. Летописец подчёркивает, что древляне не понимали принятого в окружении Ольги обряда похорон.

            Третья месть - сама с дружиной явилась к Искоростеню, жители умоляли пощадить, попросилат лишь лёгкой дани - по голубю и воробью - привязали трутень, подожгли - те в гнёзда под крыши, город сгорел.

            Но не только жестокой мстительницей была Ольга. Она не могла возглавить поход в Византию, Ольга совершила туда поездку, и приняла христианство - первой из князей. Причём крестным отцом выступил византийский император. ПВЛ рассказывает, что он настолько был пленён красотой и умом Ольги, что предложил ей руку и сердце. Хитроумная Ольза, однако, прежде попросила императора быть её крёстным отцом, после чего объяснила, что теперь по христианскому обычаю не может стать его женой. Поездка Ольги в Византию и факт принятия ею христианства, по-видимому, истинны, а вот рассказ о предложении императора - вряд ли. Историки подсчитали, что к моменту поездки возраст Ольги приближался к 70 годам.

            Наиболее существенное в исторической перспективе деяние Ольги - учреждение "уроков" и "погостов" (фиксированного размера и постоянных мест сбора дани). Учреждая их, Ольга, очевидно, надеялась урегулировать отношения между дружиной и общинами, избежать повторения ситуаций, как с Игорем. Тем самым Ольга создала примитивную систему сбора налогов, один из элементов государственного устройства.

            Подросший Святослав, вероятно, отстранил мать от престола. Летопись отражает противоречивое отношение современников к этому князю. Большую часть жизни Святослав провёл в военных походах: на Византию, на Волжскую Болгарию, на Хазарский каганат. Летописец рассказывает, что Святослав делил все сложности походной жизни с дружиной, спал, подложив под голову седло, отправляясь в очередной поход, предупреждал своих противников: "Иду на вы". Дружина боготворила Святослава, а вот киевляне постоянно упрекали князя в том, что он бросает столицу на произвол судьбы. Возвращаясь из очередного византийского похода, Святослав столкнулся с печенегами и погиб. По легенде из его черепа была сделана чаша с надписью: "Чужого ища, своё потерял".

            Походы Святослава завершились, по сути дела, ничем - ни одна территория не была присоединена, никаких договорённостей не было достигнуто. В чём же состоял смысл этих походов? Время Святослава - это время рождения государства. Как показывают наблюдения над историей возникновения десятков государств от древности до нового времени, этот процесс, чаще всего сопровождается повышением военной активности. Святослав действовал как классический викинг, добывал в походах славу и богатства.

            Иные цели и интересы присущи его преемникам - Владимиру и Ярославу.

            Владимир Святославич прежде всего известен крещением Руси. Именуя себя великим князем, он отправил 15 своих сыновей княжить в 15 городов Киевской Руси. Сыновей у Владимира, видимо, было больше, почему же именно 15 отправились княжить? В ПВЛ названы 15 крупных племенных союзов (поляне, кривичи, родимичи), 15 городов были соответственно центрами племенных объединений, там происходили народные собрания - вече. Направляя сыновей князьями, Владимир, собирался поставить племенные объединения под свой контроль. Результат в дальнейшем, однако, оказался иным. Сыновья Владимира стали родоначальниками местных династий, которые будут править независимыми княжествами после распада Киевской Руси.

            Последний князь, при котором Киевская Русь оставалась политически единым образованием - сын Владимира Ярослав Мудрый, XI век. Мудрым его назвал Карамзин через 800 лет, в летописи у Ярослава нет такого прозвища. Некоторые основания у Карамзина были - Ярослав вошёл в историю как первый законодатель, выдающийся дипломат, создатель первой библиотеки.

            Первый письменный закон появился на Руси так. После смерти князя Владимира его сыновья 4 года вели борьбу друг с другом за киевский престол. Основными претендентами оказались старший сын Владимира Святополк и Ярослав. Князья не гнушались ничем, и в ходе братской вражды погибают Борис и Глеб. Из текста ПВЛ следует, что убийц к своим братьям подослал Святополк. Впоследствии Борис и Глеб будут канонизированы, и станут первыми святыми на Руси, а Святополк получит прозвище Окаянный. Однако исследования последних десятилетий позволили историкам утверждать, что убийцей Бориса и Глеба, скорее всего, следует считать Ярослава Мудрого. Основанием послужили известия скандинавских сказаний - саг. Скандинавия - соседняя с Русью область, династия Рюриковичей состояла в родственных связях с норвежскими и шведскими королями, и за событиями на Руси скандинавские хронисты внимательно следили.

            Опорой Святослава в борьбе был Киев, а Ярослава - Новгород. Именно в Новгород отправил его в своё время наместником отец, в Новгороде находилась дружина Ярослава. В 1015 году, согласно известию летописи, дружинники Ярослава причинили какие-то обиды новгородцам, имели место столкновения с горожанами. Ярослав был совершенно не заинтересован в конфликте с новгородцами, наоборот, Новгород был его опорой в борьбе с братом. И в 1016 году он издаёт документ, который должен был регулировать отношения между горожанами и дружиной и явился первым письменным законом на Руси. Этот небольшой текст носит название "Устав Ярослава". Там определяются штрафы, которые дружинники и горожане должны платить за взаимные обиды. Впоследствии "Устав Ярослава" станет частью обширного документа - "Русской правды". Это законодательный свод, создававшийся при детях и внуках Ярослава. На протяжении 400 лет "Русская правда" служила законом и для Киевской Руси, и для отдельных княжеств, и для ранней Московской Руси.

            ПВЛ рисует образ Ярослава как человека, стремившегося к знанию. По-видимому, он говорил на 6 языках. Монархам раннего средневековья легче было изучать языки, чем современным людям. При дворе киевского князя Ярослав с детства мог слышать не только древнерусскую речь, но и древнешведсвую, финскую, половецкую, греческую - так что языки усваивались в раннем детстве. Ярослав усердно собирал рукописи, и создал в Киево-Печерском монастыре первую на Руси библиотеку. Кроме того, при нём велось обширное каменное строительство. Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Новгороде считаются крупнейшими памятниками древнерусской архитектуры.

            Ярослав известен своей дипломатической деятельностью. В современной дипломатии результатом успешных переговоров является договор. В те времена гарантией мира и успешных торговых связей считался династический брак. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерд, она согласилась стать его женой, если в качестве свадебного дара получит Ладогу. Дочери Ярослава стали жёнами венгерского и норвежского королей, сын женился на византийской принцессе. Самое далёкое путешествие прелстояло дочери Анне. Она стала французской королевой, женой Генриха.    С её восшествием на престол связано любопытное обстоятельство. В те времена французские монархи короновались в Реймском соборе, где на Библии приносили клятву на верность Франции. Анна пожелала, чтобы Библия для неё была доставлена из Киева. И случилась так, что именно на этом экземпляре Библии французские короли приносили клятву в течение ещё нескольких столетий.

            Можно сказать, что на врмя Ярослава падает политический расцвет Киевской Руси, в то же время Ярослав был последним князем, при котором Русь сохраняла стабильное единство.

 

           

 

 

 

Категория: Лекции по истории России | Добавил: Senebty (03.07.2016)
Просмотров: 1993 | Теги: древняя русь, происхождение древнерусского госуда | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0