Статьи

Главная » Статьи » Истории по истории » Лекции по истории России

3 Русь в 13-14 веках

Русь в XIII - XIV веках (период раздробленности)

 

1) Причины политического распада Киевской Руси    

2) Новгородская земля

3) Русь под властью Золотой Орды. Дискуссия о следствиях

4) Возвышение северо-восточной Руси

 

1) Причины политического распада Киевской Руси

            Русь принято называть "Киевской" до начала XIII века - это элемент условного хронологического деления. Но уже с XII века это название не отвечает реальному положению вещей. Киевский князь продолжает именоваться "Великим" и считаться "старейшим" в княжеском доме Рюриковичей, однако идёт стремительный политический распад Киевского государства. И титул "Великого" не мешал киевскому князю неоднократно попадать в плен к своим коллегам - "младшим" князьям. Период наибольшей дезинтеграции (распада, независимого существования русских земель) падает на XII-XIV века.

            Середина XII - 15 фактически независимых земель и княжеств.

            Начало XIII - около 50.

            XIV - примерно 250.

В период раздробленности на Руси сохранялся общий язык, материальная культура, вера. Но жители разных земель и княжеств ощущали себя гражданами разных государств. До какой степени, можно судить по следующим примерам.

1 - В 1216 году состоялась Липецкая битва между суздальцами и новгородцами. Летопись сообщает, что тех и других продавали на рынках враждебных городов "как овец"

2 - Другое свидетельство аналогичных отношений между бывшими землями Киевской Руси даёт археология. В южной части новгородских владений располагался город Торжок. Как известно, в XII-XIV веках северо-западные земли Руси подвергались натиску немецких и шведских рыцарей. Поэтому археологи, приступая к раскопкам крепости Торжка, ожидали увидеть самыми укреплёнными его западные стены. Однако наиболее значительные укрепления имели южные стены - жители Торжка больше опасались ударов своих владимиро-суздальских соседей.

 

 

            Почему произошёл политический распад Киевской Руси?

1) Современники объясняли это личными качествами князей, которые не желали жить в мире и договариваться друг с другом. Именно такое понимание лежит в основе самого знаменитого произведения древнерусской литературы "Слова о полку Игореве". "Слово" потому так и называется, что его автор обращается к князю со страстным призывом оставить вражду и действовать согласно с другими князьями.

2) История данного периода знает и вполне реальные личности, которые пытались путём примирения остановить стремительный распад. В 1097 году по инициативе Владимира Мономаха - внука Ярослава Мудрого - состоялся съезд князей в городе Любече. И было принято решение: "Каждый да держит отчину свою" - то есть руководит делами только своего княжества, не лезет в дела соседнего и не нарушает общего согласий. Однако "целовав крест", то есть дав клятву блюсти это положение, князья едва ли не на следующий день принялись враждовать как ни в чём не бывало.

3) Историки первой половины XIX века - Карамзин, Соловьёв - склонны были считать "виновником" распада Владимира Святославича. Они полагали, что поставив своих сыновей княжить в 15 племенных центрах, он тем самым положил начало 15 самостоятельным княжеским династиям, каждая из которых стала претендовать на политическую независимость.

4) Однако в последние по крайней мере 150 лет в исторической науке господствует мнение, согласно которому политический распад Киевской Руси был абсолютно объективным и неизбежным процессом. Период распада в средние века прошли почти все государства Европы - этот факт говорит о некоторых общих процессах, которые к нему приводили.

            Чтобы понять это явление, сначала нужно ответить себе на другой вопрос: а почему существовала политически единая Киевская Русь? Кто был заинтересован в её единстве? Наиболее заинтересованной силой была княжеская дружина: сбор даней и продажа собранного в Византии и на Волге были экономической основой существования дружины - она же "государство".

            Но постепенно дружинники обзаводились вотчинами - земельными владениями, в которых работали зависимые люди. Сначала доходы от вотчин играли для бояр второстепенную роль, но по мере их роста и хозяйственного развития становились основным источником существования.

            Теперь бояре, отроки и прочие княжеские дружинники уже не сильно были заинтересованы в участии в дружине. Сбор даней, походы в Византию, взимание вир - всё это опасные приключения - гораздо надёжней и доходней было вести вотчинное хозяйство. Теперь у суздальского боярина совершенно не было общих интересов с псковским или черниговским. И смысла поддерживать единого Киевского князя - главу необозримого пространства от Балтики до Чёрного моря тоже не было.

            Таким образом, рост крупной земельной собственности делал невыгодной службу киевскому князю, и стал основной причиной политического распада Киевской Руси.

            Это не означает, что теперь древнерусское общество не нуждалось в государстве. Оно продолжало усложняться. Интересы общин, горожан-ремесленников, бояр-землевладельцев нужно было регулировать. Но с этим справлялись местные (в рамках отдельных земель) вечевые и княжеские системы управления. Вот почему в XII - XIV веках укрепляются 14 независимых княжеств и одно образование, которое носит не такое название, как все остальные - Новгородская земля или Новгородская республика, или как сами новгородцы себя именовали "Господин Великий Новгород".

 

2) Новгородская земля

СПб стоит на той части территории средневекового Новгорода, которая именовалась Водской пятиной. Пятина - это единица административного деления Новгорода, а название "Водская" - от племени "водь"). О древнейшей истории нашего края мы узнаём по новгородским источникам. Новгородцы считали острова Невской дельты и прилегающие земли своими, и регулярно ездили сюда собирать налоги. Вот почему в 1500 году был составлен налоговый кадастр Водской пятины - перечисление всех селений и данные о жителях. Это первый письменный памятник по истории Петербурга. Называется документ "Переписная книга Водской пятины Новгородской земли". Впервые здесь зафиксированы названия будущих петербургский островов и рек, в частности "Васильев остров", названия множества селений нынешней Ленинградской области. Так что в 2000 году многие посёлки Ленинградской области одновременно праздновали своё 500-летие - потому что они впервые упомянуты под 1500 годом.

Новгород во многом непохож на другие земли, и представлял собою определённую альтернативу тому пути развития, который был характерен для остальной Руси.

Город делился на пять районов - концов, каждый из которых имел собственное вече и свои традиции.

Новгород, вероятно, второй по древности город нашей страны. В летописи он впервые упоминается под 859 годом. Древнее только Ладога, которую археологи склонны считать городом с VII века. Однако именно этот старейший город нашей страны носит название Новгород - новый город. Почему? Вторая часть объяснима легко. Слово "город" по-древнерусски означало "крепость". Но почему - "новая крепость"? Исследователи полагают, что некогда на месте Новгорода находились три поселения, где происходили вече трёх племенных союзов  - ильменских словен, кривичей и мери. В какой-то момент необходимость обороны от варягов заставила эти веча договориться, и три племени воздвигли общую крепость. По отношению к прежним племенным укреплениям она была новой и назвали её Новгородом. Это довольно известный путь образования городов. И в мире несколько очень древних городов носят такое же название - Ньюкасл в Англии (2 тыс лет), Неаполь в Италии (около 3 тыс лет), и даже название знаменитого североафриканского города - соперника древнего Рима - Карфагена - переводится с финикийского как "Новгород".

Под словом"Новгород" можно иметь ввиду как город, так и огромное государство. Город Новгород стоял на Волхове, а  вся территория, которая к нему примыкала, которую город Новгород считал своей и с которой собирал налоги, именовалась Новгородской землёй или просто Новгородом. Эти владения Новгорода простирались от морей Северного ледовитого океана до границ Ростово-Суздальской земли, от Балтийского моря на западе до Уральских гор на востоке. По площади Новгородская земля была самым крупным государством Европы. Но в среднем она была редко заселена. Сам же город Новгород был третьим по величине в Европе - 30 тыс (первое место занимал Париж, второе - Рим, порядка 100 тыс).

Новгород делился на концы. К концам примыкали пятины. Пятиной называлась та часть Новгородской земли, которая начиналась за городской чертой конца и тянулось до границ Новгородского государства. Каждый конец организовывал сбор даней со своей пятины и управлял ею.

Социально-экономическое устройство Новгорода во многом определялось природой севера. Земледелием жители пятин занимались, но северное земледелие при традиционной агротехнике неустойчиво, полностью обеспечить продовольствием город Новгородская округа не могла. Вот почему новгородцы, в отличие от жителей всех других частей Руси, дополнительно покупали продовольствие, и таким образом зависели - "от низу" - подвоза продовольствия с юга.

Основу   процветания Новгорода составляли промыслы, ремесло и торговля. Производственная цепочка была устроена следующим образом.

 

 

1 - В пятинах добывали соль, железо, самоцветы (Урал), кость морского зверя (Север), кожи и шкуры. Всё это сырьё в виде даней поступало в Новгород в боярские усадьбы.

2 - Большая часть городской территории (кроме собственно улиц, площадей, некоторых ремесленных поселений) была разделена на усадьбы. Принадлежали эти усадьбы новгородским боярам - в Новгороде это представители местной родовой знати. В было 300-400 усадеб, каждая занимала площадь 2-3 тыс кв м. В усадьбе, кроме дома боярина, находились различные мастерские и жили ремесленники. Они были лично свободны, но поскольку и их дома, и производства были собственностью боярина, находились в зависимости от него. Вот здесь в усадьбах и перерабатывалось сырьё, создавались ремесленные изделия.

3 -  Готовые ремесленные изделия погружались на корабли, и новгородские купцы везли их продавать на рынках Северной Европы - Германии, Скандинавии, Польши. Владельцами кораблей, купцами были те же бояре. Они могли отправляться в плавание не обязательно самостоятельно, но торговое дело принадлежало им. Масштабы новгородской торговли были велики, и Новгород даже стал членом крупнейшего в северной Европе торгового союза - Ганзы. Это был союз 70 германских городов, который на ограниченных правах принимал и крупнейшие торговые города соседних стран - эти города должны были тогда торговать по правилам Ганзы, а Ганза в условиях разбоя и пиратства способствовала защите прав купцов из этих городов.

            - Таким образом, Новгород стал крупнейшим на Руси ремесленно-торговым центром, и представлял собою самый богатый город.

            - Новгородские бояре были одновременно землевладельцами, владельцами мастерских и организаторами производств, они же выступали в роли купцов.

            - Новгородские ремесленники были зависимы от бояр, но уровень их благополучия, видимо, был значительно выше, чем коллег по всей остальной Руси.

            Столь же оригинально было и политическое устройство Новгорода.

            Жители Новгорода всегда отличались самостоятельностью. Именно здесь то изгоняли, то призывали варягов. Именно здесь три племени договорились и совместно воздвигли крепость. Именно в Новгороде в середине XII века изгнали представителя Великого киевского князя, и с тех пор новгородцы управляли своей землёй самостоятельно.

            Во главе управления городом и землёй стояло Новгородское вече. Летопись описывает вече зачастую как шумные собрания. До середины XX века историки представляли себе новгородское вече как собрание всех взрослых мужчин. Однако со временем учёные стали высказывать некоторые сомнения.

- Во-первых, если взять всё новгородское население (30 тыс), отбросить женщин и детей, получиться 4-6 тысяч человек. Весь мировой опыт говорит о том, что такое количество людей непосредственно ни о чём договориться не может.

- Кроме того, известен письменный источник, в котором называлась совершенно другая цифра. Новгород представлял собою независимое государство, и там имелись посольства, в том числе и Флоренции (самостоятельное итальянское государство). Флорентийский посол сообщал в донесении своему правительству, что Новгородом управляют "300 золотых поясов".

- В решении задачи на помощь пришла археология. По Новгородской летописи известно, что вече происходило на Ярославовом дворище, причём участники веча сидели. Были проведены раскопки этого места, вся площадь была расчищена и измерена. Археологи установили, что сидя на этом пространстве могли разместиться 300-400 человек.

- 300-400 боярских усадеб и 300-400 человек на площади. Вывод исследователей таков: новгородское вече составляли бояре-хозяева усадеб. Такое число вполне соответствует составам современных парламентов.

            А как же описания шумных сборищ из летописи, как же сообщения о том, что некоторые вопросы заставляли вече раскалываться надвое, одно оставалось на прежнем месте, а другое собиралось на Софийской стороне? Историки полагают, что речь идёт о явлении, которое известно было в древних и средневековых республиках - в греческих полисах, в средневековых итальянских республиках. Видимо, когда обсуждались особо значимые вопросы, по которым имелись противоположные точки зрения, бояре приводили с собой своих ремесленников, те заполняли ближайшие улицы и криками поддерживали своих хозяев. Но всё-таки обычно вече работало как исключительно боярское совещание. Таким образом, Новгород не был монархией, но и переоценивать демократичность его устройства тоже не стоит. Часто Новгород называют "аристократической республикой".

            Собрания веча происходили периодически, если не случалось ничего чрезвычайного, раз в 3-4 недели. Всей текущей жизнью Новгорода руководили избранные либо назначенные вечем лица.

Посадник - глава новгородского правительства, как правило, избирался из числа бояр-аристократов.

Тысяцкий - ведал сбором торговых пошлин и осуществлял суд по торговым делам. До недавних пор тысяцкого считали в Новгороде главой ополчения, сейчас у исследователей возникли в этом сомнения. Обычно тысяцкий избирался из числа не слишком знатных людей и видимо выступал как защитник интересов тех ремесленников и купцов, которые не принадлежали к боярским усадьбам.

            Архиепископ - глава новгородской церкви также избирался вечем. Кроме того архиепископ руководил внешней политикой Новгорода. Без архиепископской печати не вступал в силу ни один международный договор. Как и по всей Руси, в пользу церкви собиралась 1/10 всех даней - десятина. Эти средства составляли архиепископскую казну. Таким образом, архиепископу принадлежал самый большой резервный фонд, который, например, в голодные годы он мог пустить на помощь горожанам. Вот почему новгородцы считали, что глава их церкви должен быть особо честным и достойным человеком. Процедура избрания архиепископа выглядела следующим образом. Вече определяло трёх кандидатов. Их имена записывались и помещались  на паперти Софийского собора. Затем ребёнок или слепец доставал одну из надписей. Тот, чьё имя там оказывалось и становился архиепископом. Ребёнок или слепец - чтобы не мог прочесть, считалось, что тем самым бог указывал на архиепископа.

            Также новгородское вече приглашало в город князя, с которым заключался договор - "ряд". Князь со своей дружиной  обязывался защищать Новгород, плату он со своей дружиной собирал в виде даней - только размер этих даней чётко фиксировался в договоре. Если князь, по мнению веча, плохо исполнял свою работу ему "указаша путь" - то есть досрочно расторгали с ним договор, он должен был покинуть новгородские пределы. Обычно князей приглашали из дома Рюриковичей, это было связано с древней верой в сакральность княжеского рода, в то что через князя городу передаётся божественная сила. Князь со своей дружиной жил за пределами Новгорода. К тому было две причины. Во-первых, новгородцы опасались претензий  вооружённой силы на власть. Во-вторых, по древнему поверью от фигуры князя исходит божественная сила, и лучше, чтобы горожане и князь "не вредили" друг другу. Людям лучше жить среди люей, а князьям - в особом выделенном месте.

            Местное управление в Новгороде также строилось по вечевому принципу. Действовали пять кончанских веч. Улицы имели уличанские веча. Кончанским и уличанским вечам мы обязаны тем, что Новгород стал архитектурной жемчужиной Руси. Кончанские и уличанские веча соревновались друг с другом - кто лучше украсит свою площадь или улицу. При этом они не имели таких материальных возможностей, как киевские или владимирские князья. Поэтому новгородские каменные храмы получились небольшими, но их было очень много, и каждый обладал неповторимым своеобразием. Уличанские общины соревновались, приглашая зодчих и художников.

 

3) Русь под властью Золотой Орды. Дискуссия о следствиях

В XIII веке Русь испытала 2 нашествия, в результате которых попала под контроль монгольского государства Золотой Орды. Длилась эта зависимость с 1242 по 1480. Обе границы условны, но примерно отражают ход процесса.

Создатель монгольского государства Чингисхан никогда не бывал на Руси. Покорение Руси началось после его смерти силами его внука Батыя

Русь была разорена, но не включена в состав монгольского государства. Монгольское государство - Орда (слово переводится как "государство") занимало обширную территорию Поволжья, Предуралья, Западной Сибири. На этих территориях монголы занимались кочевым скотоводством. Русь была покрыта лесами, для кочевого скотоводства непригодна, поэтому с неё взималась дань, но в состав Орды она не вошла, монгольской администрации на Руси не было.

На страницах учебников, а ещё в большей мере художественной литературы, часто обсуждается вопрос, почему Русь была покорена, можно ли было избежать этой участи? Какую роль в завоевании Руси сыграл тот фактор, что она состояла из отдельных враждовавших друг с другом княжеств?

На уровне современных исторических знаний, следует сказать, что покорение Руси было неизбежным, Русь оказалась в средней части более обширного завоевательного процесса.

К исходу XII века у монгольских племён, кочевавших южнее Байкала, начался процесс складывания государства. Этот процесс почти всегда сопровождается повышением военной активности. К тому же у монголов сложился уникальный тип государства - кочевое государство. Там были все признаки государства, включая письменные законы - "Яса" - не было только постоянной территории. К тому же монголы создали лучшую по тем временам в мире военную организацию, завоевав Китай, освоили наиболее совершенную по тем временам китайскую осадную технику и блестяще наладили связь. Прежде чем оправиться завоёвывать ту или иную территорию, монгольские вожди - богатыры - получали разведывательную информацию. А когда та или иная территория включалась в состав монгольской империи, или подчинялась ей, она покрывалась сетью почтовых станций - ям, и информация в центр монгольской империи поступала бесперебойно. Со временем первая почтовая служба, система связи на Руси будет организована именно монголами. И слово "ямщик" также восходит ко временам монгольского владычества. Так называли служащих почтово-информационных станций.

Итак, Русь оказалась примерно на середине пространства, которое монголы планировали завоевать. Цель походов была поставлена в 1211 году на съезде монгольской знати (курултае). Там было определено, что войско должно пройти до моря, в котором садиться солнце - речь шла об Атлантическом океане. Таким образом, монголы в качестве территории для завоеваний наметили всю Евразию.

В реальности были покорены Северный Китай, Средняя Азия,  Грузия, Армения, Русь, монголы вторглись в центральную Европу, прошли Польшу, Венгрию и были остановлены (отчасти остановились по причинам внутриполитического характера) на территории Чехии, Австрии и Северной Италии. Несколько позже силы монгольских правителей - ханов вторглись в Афганистан, завоевали Северную Индию и южный Китай. Трижды делались попытки переправиться на Японские острова, но три раза поднималась буря на море, и это спасло Японию от завоевания.

Таким образом, избежать покорения у Руси, судя по всему, шансов не было.

По возвращении из похода монгольская знать организовала обширное государство, называвшееся "Орда". Им управлял Великий хан из рода Чингисидов, его гигантская держава административно делилась на части - улусы, во главе которых стояли его родственники. Русь непосредственно управлялась ханами западного улуса - улуса Джучи (сына Батыя). На Руси этот улус называли "Золотой Ордой". Название, вероятно, связанно с древним цветовым ассоциативным рядом. У большинства народов Старого Света север ассоциируется с чёрным, юг с красным, запад с белым (ср - Белоруссия), восток - с золотым или синим. Золотая Орда, таким образом, "государство на востоке". Организована Золотая Орда была в 1240, а в 1242 туда был вызван Великий князь владимирский Ярослав Всеволодович, который признал вассальную зависимость северео-восточной Руси от Орды. Эту дату условно и считают началом так называемого "ига".

В исторической литературе можно встретить название монголо-татары. Как возникло это понятие? Слово монголы переводится как "серебряные". Это было самоназвание большого союза племён. Одним из племён союза являлись татары. Именно слово татары попало в средневековые китайские хроники, и стало названием монголов у соседних народов (потом название будет воспринято и на Руси). Парадокс истории, однако, состоял в том, что когда монголы начали свои завоевания, татар уже не существовало. Согласно сохранившимся сведениям, Чингисхан за обиду, некогда нанесённую его отцу, приказал казнить всех татар, которые были выше оси тележного колеса. В основном это были мужчины, и племя татар, таким образом, было уничтожено. Со временем на Руси стали именовать татарами всех людей, которые проживали на территории Орды - собственно монголы составляли там не более 2%, татарами стали называть потомков печенегов, половцев, множества других народов, говоривших на тюркских и финно-угорских языках и не имевших никакого отношения к монгольским завоеваниям. Чтобы «выпутаться» из этой ситуации, один из историков середины XIX века и предложил термин "монголо-татары".  

Почти два с половиной века на Руси господствовал порядок, известный как "монгольское иго". Автором данного выражения был древнерусский епископ Кирилл Туровский. Предположительно слово происходит от древнерусского глагола со значением "гнуть".  В чём выражалась зависимость или "иго"?

                 Основные элементы зависимости Руси от Орды

1) Регулярная уплата дани. Основная периодическая дань называлась "выход" и платилась серебром. Сбором дани ведали князья, каждый из которых собирал её на территории своего княжества и лично отвозил в Орду.

2) Князья утверждались монгольскими грамотами - "ярлыками". На Великие княжения (в 14 крупных княжествах) князья утверждались ханом, на княжение в небольших городах ярлыки можно было купить.

3) Княжескую власть и поступление "выхода" сообразно численности населения контролировали ханские представители - баскаки. Когда-то баскаков считали сборщиками дани. Сейчас это мнение отвергнуто. Слово "баскак" переводится с монгольского как "даватель" - даватель информации. Баскаки поставляли ханам информацию о ситуации в княжествах, занимались или контролировали перепись населения. А эта мера была необходима прежде всего для расчёта дани. Среди баскаков, также как и среди князей, имелись "великие баскаки".

4) Существовала угроза "ратей" - набегов с целью наказания или устрашения непокорных территорий. Некоторые рати по своей разорительной силе сопоставимы или даже превзошли Батыево нашествие. Самыми разорительными были Неврюева и Дедюнёва рати (по имени монгольских военноначальников).

5) Русь должна была по запросам из Орды поставлять ремесленников (прежде всего, для строительства столицы - города Сарай-Бату на Волге) и время от времени контингенты дружинников для участия в монгольских походах за пределами Руси.

             

Изменило ли "иго" ход развития Руси? Если да, то в каком направлении? По этим вопросам у исследователей нет единства мнений. Существует весь спектр возможных оценок: изменило в отрицательном направлении, в положительном, не изменило вообще.

1) Существует, хотя и является относительно редким,  взгляд на период зависимости как на положительный фактор российской истории. Родоначальником этой точки зрения является Карамзин.  Он рассуждал следующим образом: к концу владычества Орды Русь вновь становится единым государством. Причина объединения, с его точки зрения, - необходимость противостояния Орде. Если бы такой необходимости не было, на территории бывшей Киевской Руси сложились бы отдельные государства - Новгородское, Ростовское, Смоленское - понятие Русь осталось бы только в истории. С точки зрения Карамзина большое государство лучше, чем маленькое. Всё что этому способствовало - хорошо. Следует сказать, что Карамзин отнюдь не воспевал иго. Он приводил следующее сравнение: именно в XIII-XIV веках, когда Русь находилась под игом, в Европе  расцветают города, появляются университеты, изобретение компаса приводит к расцвету мореплавания, а Русь "напрягала силы свои единственно для того, чтобы не исчезнуть: нам было не до просвещения!" Тем не менее, последующее объединение Руси перевешивало для него все прочие обстоятельства.

   (У Карамзина есть последователи и в современной литературе, например, Гумилёв, Каратеев)

2) Большинство, исследователей, однако склонны оценивать долговременные следствия монгольского ига отрицательно (Ключевский, Сахаров, Лихачёв). Вот основные аргументы.

В социально-экономической области иго способствовало складыванию предпосылок крепостного права. Монголы создали на Руси систему переписи населения - и сельского и городского. Князья эту систему поддерживали, поскольку она позволяла быстро собирать как "выход" в Орду, так и дани в свою пользу. А  перепись - это шаг  к запрету переселений, то есть к крепостному праву.

В социально-политической области иго способствовало формированию неограниченной и деспотичной власти монарха. Средневековые государства в основном бывали монархиями. Но власть монарха в какой-то мере ограничивалась двумя силами, двумя факторами.

- Во-первых, это аристократы, крупные землевладельцы. С одной стороны они несли рыцарскую службу, но с другой заставляли короля считаться со своими интересами. Например, в 1215 году (XIII век, время когда Русь попадает под иго)году английские бароны вынудили короля (Иоанна Безземельного) подписать "Великую хартию вольностей" - документ, по которому власть короля ограничивалась парламентом, а бароны получили гарантию своих прав.

- Во-вторых, это города, точнее, городские коммуны - объединения горожан, напоминающие древнерусскую вечевую организацию. Городское самоуправление также со временем заставляет королевскую власть считаться со своими интересами.

Теперь рассмотрим, как видоизменяется управление древнерусскими землями (княжествами) в период зависимости от Орды.

- Вечевая организация, которая прежде соперничала с княжеской властью, исчезает. Если раньше спорный вопрос решался порой не в пользу князя, и вече даже могло его изгнать, то теперь ситуация изменяется.  С точки зрения ордынского хана ответственность за сбор дани нёс князь, поэтому ханские представители - баскаки не вступали в отношения с вечем, а имели дело только с князем. Если вече выказывало неповиновение, князь имел возможность обратиться в Орду и получить военную помощь. В таких условиях существование вече становилось бессмысленным. Новгород и Псков, отделившийся от него, представляли собой исключение из правила. Дольше других сохраняли вечевую организацию северные города, удалённые как от Орды, так и от княжеских столиц. Последним городом Руси, где сохранялось вече, была Вятка. Там вече просуществовало до XVI века. Таким образом, городское самоуправление больше не ограничивало княжескую власть.

- Другим фактором ограничения княжеской власти была дружина. Среди бояр-аристократов князь был "первым среди равных". Авторы "Слов" - и "Слова о полку Игореве", и "Моления Даниила" обращались к князьям с полным сознанием собственного достоинства.

Но, как отмечают многие исследователи, в ходе двух Батыевых нашествий основной удар пришёлся именно на княжеские дружины. Большая часть дружинников погибает. Люди, которых князья набирали в дружины после нашествия, по большей части не имели знатных предков, не принадлежали к древней аристократии и по отношению к князю чувствовали себя не равными, а слугами. Не случайно, именно в это время распространяется униженное обращение к князю типа "Ивашка челом бьёт". Такие люди всем своим достоянием были обязаны не славе и подвигам своих предков, а милости князя, поэтому они не могли ограничивать деспотические устремления монарха.

Таким образом, гибель аристократической части дружин способствовала становлению неограниченной княжеской власти.

3) Есть и ещё один взгляд на проблему: иго не изменило принципиально направления, в котором развивалось древнерусское общество.

Сторонники этой точки зрения - Дворниченко, Алексеев - отрицают связь между установлением крепостного права и монгольским влиянием. Приводится такой аргумент: переписи, начиная с 1250-ых, проходили по всей Монгольской империи, включая Китай и Среднюю Азию - но из всех подчинённых хану земель, только на Руси, да и то через полтора - два века после монголов сложилось крепостное право. Следовательно, причины его наступления надо искать в чём-то другом.

Относительно развития неограниченной власти князя историки данного направления также не усматривают связи с господством Орды. Они признают, что к исходу XV века вече себя изживает. Но основную причину видят в другом. Со временем городские общины разрастаются, жизнь городов усложняется, формируются сословия - интересы  разнородных групп не могли быть напрямую представлены на вече, в этих условиях упрочивается монархическая власть. Иными словами, вече изживает себя как институт родового общества.

Гибель  дружинной аристократии как причина сложения самовластия отрицается. В качестве аргумента приводится пример Андрея Боголюбского. Был такой князь Ростово-Суздальской земли в XII веке, жил он за полвека до прихода монголов на Русь. После смерти своего отца (Юрия Долгорукого) он просто-напросто оставил отцовскую дружину в Ростове, сам перебрался в новую столицу  - село Боголюбово под Владимиром - и набрал себе абсолютно новую дружину из окрестных крестьян. Новые дружинники стали именоваться "дворянами" - то есть дворовыми слугами князя. То есть аристократические черты княжеская дружина могла утратить и по воле князя. 

 

4) Возвышение северо-восточной Руси

В период раздробленности и подчинения Орде экономически самым процветающим регионом Руси была Новгородская земля. А в политическом отношении на господство среди других земель и княжеств претендовало Ростово-Суздальское (Владимирское) княжество. Причём особую роль сыграет один из городов Владимирской земли - Москва.

Начиная со второй половины XIV века набирает силу процесс объединения бывших земель Киевской Руси. Центром объединения западных и южных земель стало новое государство Литва. Киевское, Черниговское, Смоленское и многие другие княжества образуют государство, которое стало называться Великим княжеством Литовским (ВКЛ).

Земли северной и восточной Руси со временем объединит небольшое Московское княжество, и вокруг него сложиться Московская Русь.

Тот факт, что центром объединения Руси стал небольшой, никому прежде неизвестный городок Москва, вызывал удивление ещё у средневековых авторов. Например, в сказании XVII века находим такие строки: "И кто же думал-гадал, что Москве царством быти, и кто же знал, что Москве государством слыти?"

Москва - это город Ростово-Суздальской (или Владимирской) земли, поэтому вопрос о причинах её возвышения содержит два компонента:

- Почему среди других княжеств возвысилось Владимирское?

- Почему среди городов Владимирской земли выделилась Москва?

Первый вопрос попробуем решить методом исключения. Почему древнейшие центры государственности - Новгород и Киев - не претендовали вновь на объединение Руси?

1 - Экономическое процветание Новгорода делало его самодостаточным. Этот город никогда не стремился к объединению. В отличие от других земель Новгороду легче было заплатить в Орду дань, чем участвовать в какой-либо совместной вооружённой борьбе, и с каким-либо княжеством объединяться.

2 - Киевское княжество было ослаблено двумя обстоятельствами.

- Вследствие того, что Киев по традиции продолжал считаться резиденцией "старейшего" на Руси князя, соседние князья пытались занять киевский престол, город переходил из в рук в руки, и более других древнерусских городов был ослаблен княжескими усобицами.

- Кроме того, южнее киевских пределов лежали степи. В своё время эти территории были освоены полянами, там развивалось пашенное земледелие. Но именно эти степи примыкали к границам Орды и первыми встречали набеги. Поэтому население покидало эти места, они приходили в запустение и получили название "дикое поле".

 

 

Из остальных княжеств Руси - почему выделяется Владимирское?

1 - Первый фактор демографический. Из района "дикого поля" и приволжских земель население уходило на территорию Северо-Восточной Руси - Владимирского княжества. Там были леса и многочисленные реки, которые создавали относительную защиту от монгольских набегов. Быстрый рост населения давал Владимирским князьям возможность собирать больше дани, следовательно, их политическое могущество возрастало.

2 - Вторая причина заключалась в отношениях, которые сложились между князьями Владимирской земли и ханами Золотой Орды. Владимирским князьям хан доверял больше, чем остальным. В 1242 году Владимирский князь Ярослав Всеволдович послал своего сына Александра Невского в Орду с богатыми дарами. Александр был первым русским князем прибывшим с такой миссией в Орду. А в 1243 году Ярослав Всеволдович отправился в Орду сам и признал себя вассалом хана с обязательством платить дань. После этого именно Владимирское, а не Киевское или какое-либо иное, княжество ханы считали своей опорой. Во Владимире находилась резиденция "Великого баскака", который возглавлял баскаков по всей Руси.

Правда особое доверие ханов к Владимирскому княжеству было поколеблено после смерти Ярослава Всеволдовича. Ярлык на великое княжение Владимирское достался его старшему сыну Андрею (1249-1252). Андрей заключил союз с Галицким и тверским князьями и договорился о совместном выступлении против Орды. Князя поддержало ростовское вече. В 1252 году в ростово-суздальской земле вспыхнуло восстание, во главе которого стоял Андрей Ярославич. Младший брат князя Александр Невский отправился в Орду и сообщил о восстании. Ответом на восстание была Неврюева рать 1252 года, ростовская земля подверглась разгрому. Андрей Ярославич бежал в Швецию. А ярлык на Великое княжение Владимирское хан передал Александру Ярославичу (1252-1263). В дальнейшем Александр стремился сохранить хорошие отношения с ханом и пресекал все попытки противодействия Орде. Например, в 1253 году хан потребовал дани у Новгорода. До Новгорода монголы, как известно, не дошли. Новгородцы не считали себя покорёнными и дань платить отказались. Александр Невский прибыл в Новгород со своей дружиной и заставил новгородцев "вложиться в число" - войти в число переписанных и заплатить дань.

Обстоятельства, при которых Александр Невский стал Великим князем и отношения, которые он поддерживал с Ордой, до сих пор являются предметом дискуссии.

Одни исследователи (Пашуто) полагают, что на тот момент у Руси не было сил для борьбы с Ордой, тем более что северо-западные земли подвергались нападениям крестоносцев. Александр пошёл на союз с Ордой для того, чтобы предотвратить ещё большее разорение Руси. Александр был реалистом и поддерживал худой, но мир.

Другие историки (например, английский исследователь Феннел) считают, что отправившись в Орду с "жалобой" на Андрея Александр действовал в личных интересах и эта ситуация была актом борьбы за власть. В качестве примера иного исторического пути приводят земли южной и западной Руси, которые в составе ВКЛ смогли на 110 лет раньше освободиться от ига, чем Русь.

Как бы то ни было, со времён княжения Александра Невского ханы поддерживали Владимирских князей.

 

Теперь обратимся к вопросу о причинах возвышения собственно Москвы. Итак, почему не древние Ростов, Суздаль или Владимир, а один из самых незначительных городов Владимирской земли в конечном итоге объединяет Русь?

Ещё до нашей эры на берегу Москвы-реки существовал финский посёлок. И название "Москва" восходит к одному из финно-угорских языков. "Ва" - "вода" (Нева, Непрядва). А вот часть "моск" однозначно перевести не удаётся - в древнефинских наречиях сходно звучали разные слова. Существует три варианта перевода слова "Москва"

- медвежья река

- коровья река

- мутная река.

Рядом с поселением в начале XII века обосновался (основал вотчину) ростовский боярин Степан Кучка. В его вотчине имелась обширная укреплённая усадьба. Видимо у стен этой усадьбы к исходу XII века и сложилось поселение, которое уже можно было называть городом.

Основателем города Москвы часто по традиции называют ростово-суздальского князя Юрия Долгорукого. Однако историки не склонны считать этого князя основателем Москвы. Почему же имя Юрия Долгорукого стали связывать с Москвой?

Дело в том, что этот князь не зря получил своё прозвище. Его назвали Долгоруким, потому что он стремился дотянуться до тех городов, которые в его княжество не входили. Особенно ему хотелось утвердиться на киевском престоле. И в 1147 году, как сообщает летопись, он пригласил черниговского князя, своего союзника на переговоры о совместном походе на Киев и дал в его честь "обед силён". Встреча и обед проходили в усадьбе боярина Кучки, которая стояла в селении "Москва". Таким образом, в 1147 году название "Москва" впервые упоминается. По традиции западноевропейской города считают датой своего рождения получение от короля так называемого "Магдебургского права" - права самоуправления, а на Руси принято началом города считать его первое упоминание. Возможно, Юрий Долгорукий, приехав в усадьбу своего боярина, не знал, как именуется это место, и уж во всяком случае чрезвычайно удивился бы, если б ему сообщили, что он является основателем Москвы.

Какие же факторы сыграли решающую роль в становлении Москвы как общерусской столицы?

1) Выгодное географическое положение. Соседняя Тверь (на западе) чаще подвергалась набегам из Литвы, лежавшая к востоку Рязань - из Орды. Бывали набеги и на Москву, но всё-таки до неё доходили реже.

2) В отличие от большинства древнерусских городов в Москве не было веча. Управлялась она княжеским тиуном. Когда в Москве появится собственный князь, он сможет действовать, не опасаясь  веча, и чувствовать себя полновластным хозяином города.

3) Существенную роль сыграли и личные качества первых московских князей, действовавших без оглядки на моральные нормы. Традицию заложил первый постоянный московский князь  Даниил - 4-й, младший сын Александра Невского. Москва в те времена, вероятно, была самым незначительным уделом Владимирской земли. И именно эти обстоятельства и сформировали характер действий Даниила. Дело в том, что на исходе XIII века ещё господствовала древнерусская система наследования княжеской власти, которая называлась "лествие". Смысл её заключался в том, что престол (и уделы) переходили по наследству не к старшему сыну, а к старшему в роду. Так что впереди Даниила стояли не только старшие братья, но и дяди. У него не было никаких шансов не только на Владимирское княжение, но и на сколько-нибудь значительные уделы. Весь расчёт мог быть только на себя. В частности, он совершил набег на соседнее Рязанское княжество и захватил часть его территории - город Коломну с округой.

Политику захватов продолжил и сын Даниила Юрий.  А в 1318 году на Юрия "свалился" ярлык на Великое княжение Владимирское. Юрий был женат на сестре хана Узбека Кончаке (Агафье). Во время одной из стычек с дружиной соседа - тверского князя Михаила - Кончака-Агафья попала в плен (жёны знати по традиции сопровождали мужей в походах). И на несчастье тверского князя в плену Кончака умерла. По тем временам неожиданная смерть молодой женщины не была чем-то необычным. Но Юрий решил использовать это событие в своих интересах.

Дальше разворачивается поистине шекспировский сюжет. Юрий едет в Орду и обвиняет тверского князя Михаила в отравлении своей жены, сестры хана. Хан вызывает Михаила в Орду и казнит его, после чего передаёт ярлык на великое княжение Юрию. В очередной свой приезд в Орду Юрий встречает там сына Михаила Дмитирия Михайловича Грозные Очи. Князь Дмитрий, видимо, не случайно носил своё прозвище. Полагая, что перед ним человек, повинный в смерти его отца, Дмитрий выхватывает кинжал и убивает Юрия Данииловича, после чего самого Дмитрия казнят по повелению хана. На этот раз ярлык на Великое княжение владимирское достался новому тверскому князю (Александру) - хан не любил, чтобы ярлык надолго задерживался в одном и том же городе.

А новым московским князем стал брат Юрия, младший сын Даниила - Иван, прозванный Калита. С его именем связан следующий этап возвышения Москвы.

 

   

 

 

 

 

Категория: Лекции по истории России | Добавил: Senebty (03.07.2016)
Просмотров: 1817 | Теги: Возвышение Москвы, следствия ига, раздробленность Руси, Иван Калита | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0