Статьи

Главная » Статьи » Истории по истории » Лекции по истории России

7 Россия в 17 веке, часть 2

Россия в XVII веке

Часть 2

Значительные процессы и явления XVII  века – начало модернизации, закрепощение, церковный раскол.

Начало модернизации

            Термин модернизация имеет два значения в современном гуманитарном знании. Замечено, что человечество развивается неравномерно. Максимальное число изобретений и разного рода новаций возникает в определённую эпоху в рамках определённой культуры. На заре цивилизации "лидерами" прогресса были Египет и Шумер, потом Греция и Рим, потом Византия и арабский халифат. Примерно 500 лет назад стремительные изменения начались в странах Западной Европы. В результате этих изменений сформировалось общество иного типа - не аграрное, а индустриальное, городское. Та модель, которая была выработана в это время, оказалась чрезвычайно эффективной, и давала лучший уровень жизни относительно большим массам людей. После эпохи великих географических открытий с этой моделью стали знакомиться другие страны мира, и многие из них - перенимать европейские достижения и способ жизни. Эти процессы получили название модернизация.

(1)Модернизация - это переход от аграрного к индустриальному обществу. (В Западной Европе начался в завершился в ).

(2)Модернизация - это процесс восприятия другими странами элементов экономической, политической и культурной модели западноевропейского общества (восприятие западноевропейских традиций).

Можно условно выделить три пути модернизации (реально они никогда не выступают в чистом виде, переплетаются)

(1)Под давлением западноевропейских стран (колонизация). Например, Индия в - веках.

(2)В ходе реформ, осуществляемых правительством данной страны. Например, Турция начала - успешные реформы Ататюрка

(3)В ходе усвоения западноевропейской модели жизни широкими слоями общества. Например, японские фирмы начали перестраивать свою работу по образцу европейских и американских после мировой войны по собственной инициативы, без нажима со стороны правительства

В России, по крайней мере до середины XX века, преобладал 2 тип модернизации. Реформы по западноевропейскому образцу осуществляло правительство. Для российской модернизации характерно движение "скачками".

Правительство задумывает реформы форсированными темпами ----------- они осуществляются в короткие сроки за счёт перенапряжения сил страны ------ затем следует длительный спад или "застой"

      В области экономики модернизаторские "рывки" имели место

1 - в Петровскую эпоху

2 - на рубеже XIX-XX веков (реформы Витте/Столыпина)

3 - в конце 1920-ых-1930-ых (форсированная индустриализация, коллективизация и культурная революция или сталинская модернизация)

      Но первые шаги модернизации приходятся на XVII век. Истоки модернизации XVII века - знакомство правящего слоя с жизнью и достижениями Западной Европы. Какими путями происходило знакомство, и кто были люди, по чьей инициативе начиналась модернизация?

В годы Смуты произошло знакомство русской знати с жизнью Польши и Швеции. Например, патриарх Филарет побывал в польском плену, и вернулся в Россию убеждённым сторонником перестройки армии по европейским образцам. Именно он возглавит правительство при своём сыне-царе, и начнёт преобразования в соответствующем направлении.

Преемником Филарета был боярин Морозов. Он знакомился с жизнью Европы в большей мере через чтение. Морозов знал латынь, что позволяло ему читать не только газеты нйской жизнью способмто и научно-техническую литературу.

Алексей Михайлович (1645-1676), в отличие от своего отца, управлял самостоятельно. Он заслужил прозвище "Тишайший", поскольку не любил, когда при нём ссорилились или шумели, хотя сам бывал гневен. Он носил традиционную одежду, степенно поворачивался (всем телом), когда к нему обращались. Но в то же время с интересом относился к различным нововведениям - первый театр и первые портреты появились при нём. В отличие от предшественников чрезвычайно заботился об образовании своих детей.

Дети Алексея Михайловича Фёдор (1676-1682) и Софья (1682-1687) уже получали систематическое образование по европейским канонам.

Знакомству с европейской жизнью способствовала деятельность Посольского приказа, который выписывал примерно 50 газет. Они приходили с опозданием на несколько месяцев, но тем не менее картину европейской жизни обрисовывали

      Основными образцами для подражания послужили Голландия и Швеция. В XVII веке Голландия служила образцом для всей Европы - внутри Европы был как бы свой "очаг" модернизации, свой центр, от которого расходились круги. В Голландии становление рыночной экономики началось раньше, чем в других странах (за исключением Италии). В частности, в Саардеме были разработаны океанские парусники - флейты, которые могли перевозить большие грузы. Теперь возможно было торговать в невиданных прежде масштабах. Голландии принадлежало 15 тыс кораблей - в 2 раза больше, чем всей остальной Европе. Голландские купцы организовывали скупку товаров у местных производителей и продавали далеко - там, где они ценились. Они не только покупали, но и организовывали производства. Первыми основателями мануфактур в ряде европейских стран стали голландские предприниматели. В результате Голландия стала самой богатой страной Европы, с самым большим процентом городского населения. (Вспомните картины "малых голландцев" в Эрмитаже - это жизнь не элиты, а рядовых бюргеров - горожан)

      Первой страной, где были предприняты реформы по голландскому образцу, стала Франция. (В Голландии - естественная модернизация - без какой-либо организации сверху) Реформы проводились по инициативе министра финансов Кольбера: строились заводы, корабли. Кольберовской Франции в свою очередь стал подражать шведский король Густав II. Пример же соседней Швеции во многом служил образцом для России.

      Были и прямые контакты с Голландией.  Некоторые голландские купцы добирались в XVII веке и до России. Они покупали хлеб (продажа в Европе давала до 1000% дохода), предлагали правительству расширять посевные площади, сводя лес и сжигая его на поташ (удобрение, которое экспортировалось).

            Модернизация затрагивала не только сферу экономики, но и политики, и культуры.

 

Реформы и нововведения XVII века

 

Даты

Новые явления общественной жизни (примеры модернизации)

1621

В Посольском приказе выпускается первая российская газета – рукописные «Куранты». В основном это были перепечатки ("дайджест") из Амстердамских "Курантов". Предназначалась газета придворным кругам. Однако в начале XX века экземпляр "Курантов" был обнаружен на Севере в крестьянской старообрядческой избе.

1631

Возникает первая мануфактура – медеплавильный Ницинский завод на Урале. В 1632 возникнут железоделательные заводы голландских предпринимателей Виниуса и Акема под Тулой.

1631

Появление «полков нового (иноземного) строя» - регулярных военных частей, организованных и вооружённых по западноевропейским образца. В подражание соседней Швеции появляются рекрутские полки. Рекруты набирались от определённого количества крестьянских дворов (недобровольно). Разница с рекрутами петровской эпохи была, однако, существенной: в середине  XVII века рекрут получал жалованье 6 копеек в день, что равнялось оплате высококвалифицированного ремесленника.

1649

В московском Андреевом монастыре Фёдором Ртищевым  для молодых дворян основана школа по изучению греческого, латыни, риторики, философии.

1667

Принят «Новоторговый устав», основанный на принципах меркантилизма. Меркантилизм - первая экономическая теория, которой пытались следовать европейские правительства. Она сводилась к тому, что страна, чтобы богатеть должна больше вывозить, чем ввозить - тогда она процветает (Сейчас ясно, что это далеко не единственное и даже не обязательное условие экономического процветания - но тогда ей следовали почти что по всей Европе)

1670-ые

Пишутся первые "парсуны" - портреты. Слово происходит от "персона" - "личность". В этом явлении выразился свойственный эпохе интерес к человеку

1672

Организован придворный театр, первая пьеса - "комедь" - "Баба Яга Костяная Нога". Поставлена была в честь свадьбы Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной

1675

Впервые на русской сцене показан балет.

1680-ые

При дворе появляется мода брить бороды, стричь волосы и носить «немецкое платье».

1687

В Москве открыта Славяно-греко-латинская академия (первое высшее учебное заведение в стране) с программой, близкой к программам артистических факультетов европейских университетов

 

Автором "Устава" академии был Симеон Полоцкий. Этот учёный монах прибыл ко двору Алексея Михайловича и стал воспитателем его детей. Он первым стал писать стихи на русском языке с использованием рифмы, он же писал первые пьесы на русском языке - так что являлся и первым драматургом, именно он и разработал те установления, по которым действовал первый вуз.

На первом этапе реформы были направлены, главным образом, на модернизацию армии. Средства брались у крестьян и горожан путём создания инфляционного бюджета. Например, правительство вводило государственную монополию на продажу соли, а цену завышало - тем самым собирался косвенный налог. Соль являлась предметом первой необходимости гораздо более, чем сейчас - это был консервант для заготовки продуктов на зиму (вместо холодильника). Другим средством изъятия денег на проведение реформ было понижение процента драгметаллов в монете - выпуск "медных денег". Налоги собирались полновесной монетой, а жалованье выдавалось медной - результат - инфляция. Эти нововведения по временам вызывали городские восстания ("соляной" и "медный" бунты в Москве). Тогда прежние меры отменялись, взамен вводились новые.

Во второй половине века внимание правительства переносится с войн и их технического обеспечения на образование и просвещение. Тогда-то и появляются первый вуз, городские школы, театр и так далее. В значительной мере этот поворот связан с именами детей Алексея Михайловича - Фёдора и Софьи, находившихся у власти в конце XVII века. Оба они были учениками Симеона Полоцкого, владели многими языками, а Софья даже писала пьесы по примеру своего учителя. Интересной личностью был Фёдор. Первым из российских правителей он заговорил об "общем благе" как о цели своего правления - не о расширении территории, не об обеспечении дворян, а именно об "общем благе".

Помимо шагов, направленных на рост просвещения, при Фёдоре и Софье предпринимались меры, которые можно назвать "гуманизацией". Так, при Фёдоре была отменена казнь четвертованием, а при Софье - закапыванием в землю. А фаворит Софьи Василий Голицин, во многом направлявший деятельность правительства, задумался о вреде крепостного права и в своих письмах утверждал необходимость его отмены - впервые в российской истории. Однако всем этим положительным тенденциям не суждено было развиться: Фёдору судьбой было отпущено немного, он дожил до 21 года[1]. А Софья была отстранена от престола младшим братом. Наступило петровскаое время.

 

Раскол

 

Особое явление в жизни России XVII века - раскол. Явление это началось как церковное, но очень быстро вышло за рамки церкви и приобрело характер социального движения. По числу людей, участвовавших в движении, раскол превзошёл и крестьянские выступления, и городские восстания вместе взятые.

История Раскола связана с именем патриарха Никона. (С конца XVI  глава русской православной церкви носил титул патриарха, а не митрополита.) История жизни Никона - это история головокружительных взлётов и падений. Глава церкви, в иерархии того времени второе лицо в стране после царя, Никон происходил из поволжских черносошных крестьян. Звали его Никита, Никон - монашеское имя. Детство его не было счастливым. Мачеха Никиту не любила, и однажды он едва успел выскочить из печи, которую мачеха попыталась растопить, закрыв за ним заслонку. (Печи выполняли много функций, в том числе служили и банями: когда печь остывала, в ней мылись. Тяжёлое детство сформировало замкнутый и амбициозный характер. Никита рано ушёл в монастырь,  благодаря необычным способностям быстро прошёл ступени монастырской карьеры, и, в конечном итоге, был избран патриархом (1562).

Став главой церкви, Никон задумал две вещи

- Поставить духовную власть патриарха выше светской власти царя (он говорил: "Царь - луна, патриарх - солнце)

- Централизовать церковь по образцу государства и унифицировать церковные обряды, упрочить единство церкви и, вместе с тем, подчинить её своему влиянию

Основной реформой, проведённой Никоном, стала унификация – приведение обрядов к единому образцу. Вопрос об унификации встал потому, что за 6,5 веков существования православной церкви на Руси накопилось множество разночтений в процедуре богослужения и в обрядах. В разных церквах и монастырях священники использовали разные богослужебные книги, по-разному проводили обряды, кроме того, разночтения накапливались при переписке. Встал вопрос о выборе образца для единого порядка богослужения. Никон предложил за образец взять греческие богослужебные книги XV века - последнего века существования Византийской империи. В этих книгах тоже не было полного единообразия. Однако Никон выбрал среди них определённые и представил свои предложения церковному собору. На соборе разгорелась дискуссия. Партия Никона возобладала. И началась реформа церкви по установлениям патриарха и его сторонников.

Реформа не затрагивала вероучения, нововведения касались только обрядов и произносимых священником текстов. С современной точки зрения они могут показаться незначительными. Например,

- вводилось троеперстное крещение вместо двоеперстного;

- при чтении одной из молитв число поклонов изменялось с 12 до 4.

Несмотря на, казалось бы, незначительные изменения, с ними не согласилось большое число людей, и по мере хода реформы число несогласных возрастало. Тех, кто придерживался старых обрядов, стали называть старообрядцами или раскольниками (последнее наименование употреблялось официальной церковью)

 Во главе противников реформы встал протопоп Аввакум. Сначала он выступил против реформ Никона на церковном соборе. Затем стал автором посланий к верующим против никоновских реформ. По силе страсти и образности языка эти послания относятся к лучшим сочинениям XVII века. После окончательного возобладания никоновских реформ Аввакум был сослан в монастырь и 15 лет провёл в яме, откуда  вновь и вновь обращался к верующим.  Интересно, что Аввакум происходил из соседней с Никоном деревни, и даже был с ним в детстве знаком.

Среди священников неприятие реформ Никона было относительно редким явлением. Помимо Аввакума реформы не принял Соловецкий монастырь, который в течение 8 лет не пускал официальных представителей власти и церкви на свою территорию, длительное время существовал в осаде - его осаждали царские войска. Соловецкое восстание было подавлено лишь в 1676

Но основная масса старообрядцев - миряне. Горожане, иногда - бояре, как знаменитая Морозова, и в огромном большинстве - крестьяне. Многие сёла на Севере стали старообрядческими. В других районах люди уходили в леса, расчищали целину и образовывали уединённые поселения - скиты, в которых придерживались старой веры. Священники в таких поселениях были редкостью, поэтому богослужение старообрядцы вели сами, для этого нужно было читать книги и быть грамотными. Вот почему они обучали своих детей, и грамотность в старообрядческой среде была существенно выше, чем среди остальных.

Своего максимума движение раскольников приобрело в петровскую эпоху, в начале XVIII века. Тогда распространилось представление о том, что реформированная, официальная церковь греховна. Поэтому, если человек был крещён в рамках такой церкви, его душа не спасётся для вечной жизни. Вот почему необходимо пройти процедуру повторного очистительного крещения. Это-крещение огнём. И целые скиты и сёла, а не только отдельные люди, подвергали себя самосожжению вместе с детьми. Пётр I стал посылать войска в районы массовых раскольнических поселений. И зачастую деревни поджигали себя при приближении войск. (Этот сюжет лёг в основу оперы Мусоргского "Хованщина")

Что касается судьбы инициатора реформы Никона - его претензии стать выше царя раздражали Алексея Михайловича. И не без влияния последнего на церковном соборе 1666-1667 годов было принято парадоксальное решение

- Реформы, начатые Никоном, поддерживались и должны были повсеместно осуществляться.

- Сам Никон лишался поста патриарха и отправлялся в ссылку (в Ферапонтов монастырь).

- Ссылались одновременно и противники Никона, в том числе Аввакум.

В дальнейшем Алексей Михайлович совместно с иерархами церкви неоднократно принимал решения о сожжении раскольников в срубах - старообрядцы отвечали проклятием и церкви, и царя.

Почему же раскол приобрёл массовый характер, хотя изменения касались лишь обрядовой стороны? К тому же периодические изменения происходили и раньше - никаких протестов это не вызывало.

XVII век современники назвали "бунташным". Смута, городские восстания - самые известные из которых Соляной и Медный бунты, "Соловецкое сидение", крестьянские войны Болотникова и Разина - по числу протестных движений XVII век не имел аналогов в предшествующей истории. Раскол также следует поставить в этот ряд.

Почему же люди XVII века "бунтовали"? - Эта была реакция на закрепощение и рост налогов. Государство усиливало нажим - народ отвечал протестами. Это не был сознательный и целенаправленный протест. Просто психологическое напряжение и неудовлетворённость новыми условиями должна была найти выход. Для огромных масс этим выходом, по сути дела, скрытым протестом, стал раскол.

Человек традиционного общества ценит стабильность. Поэтому попытка реформировать церковь вошла в резонанс с уже накопившимся раздражением по поводу вдруг возникшей невозможности уйти от владельца или налогового гнёта в городах.

Таким образом, раскол - это форма социального протеста, направленного не только на реформу церкви, но и на изменение социального статуса

В дальнейшем раскольническая среда сыграла заметную роль в истории страны. Во-первых, в старообрядческих семьях традиционно существовал высокий уровень грамотности, поэтому сохранялись книги - многие уникальные источники по XVII-XVIII векам дошли именно из старообрядческих сёл (например экземпляр "Курантов")

Во-вторых, со временем выработалась особая этика и система воспитания, сходная с аналогичной системой в протестантизмеТрудолюбие, успешная деятельность стали считаться основопологающими достоинствами. Вот почему из раскольнической среды в XIX веке вышли многие известные учёные, политики, предприниматели. Такие известные предприниматели, как Гучковы, Рябушинские, Морозовы - из старообрядцев.

 

 

 

 

 

 

[1] "Скорбел ножками", тяжёлая форма цинги

Категория: Лекции по истории России | Добавил: Senebty (06.03.2016)
Просмотров: 475 | Теги: Россия в 17 веке, модернизация, раскол | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0