Статьи

Главная » Статьи » Истории по истории » Лекции по истории России

6 Россия в 17 веке, часть 1

Россия в XVII веке

  1. Смута
  2. Установление крепостного права
  3. Начало модернизации
  4. Раскол

1) Смута

В начале XVII века страна вновь распадается. Распад сопровождается войнами - внутренними и внешними. В совокупности эти события получили название "Смута". Слово было употреблено в источнике XVII века и сохранилось в историографии.

      Смута - это  сочетание

 - гражданской войны,

 - иностранной интервенции,

 - распада государства.

      Хронологические рамки условны (гражданские войны не имеют чётких границ - это всегда долгое вползание и длинный шлейф) - но основные события приходятся на 1604 - 1613

      У Смуты были как очевидные причины, так и более глубокие основания. 1 - Очевидные причины Смуты - голод и прерывание династии Рюриковичей (сочетание 2 этих обстоятельств).

 Пролог к Смуте - три неурожайных года подряд - 1601, 1602, 1603. Неурожай при натуральном хозяйстве страшен не только тем, что есть нечего до следующего урожая, но и тем, что нет посевного материала. В 1602 уже нечем было засевать поля, и в 1603 году в стране разразился беспримерный голод. Умирали тысячи людей. Правительство Бориса Годунова попыталось бороться с голодом. Были открыты государственные запасы, в Москве начались раздачи зерна и монет. Были организованы общественные работы (когда экономический кризис - правительство организует какие-то крупные работы, за которые выплачивает низкую плату, позволяющую выживать). В частности, именно результатом тех общественных работ стала колокольня Ивана Великого.

      Прослышав о том, что в Москве раздают зерно и деньги, огромные толпы людей двинулись в столицу. Множество из них умирало по дороге. Из документов XVII века следует, что в тот год в Москве было захоронено 127 тыс человек - при населении в 100 тысяч - это были пришедшие затем, чтобы умереть.

      Между тем, хлеб в стране был. Значительные количества зерна хранились в крупных хозяйствах - боярских и монастырских амбарах. (Зерно не теряет своих качеств тысячелетиями - из древнеегипетского зерна пекли и ели хлеб.) Однако ни бояре, ни церковь своих запасов не раскрывали, а небольшими партиями выбрасывали зерно на рынки по чрезвычайно высоким ценам. Митрополит молился за умерших, но запасы свои также не раскрывал. В такой ситуации распространяется слух, в народе складывается мнение, что всё происходящее - божественная кара за грех царя - Бориса Годунова, за угличское убийство царевича Дмитрия. И вообще Борис Годунов - ненастоящий царь, при настоящем такого быть не могло.

   2 - Однако у Смуты были и более глубокие основания. Уже современники ощущали связь Смуты с Опричниной. Летописец XVII века назвал Смуту «наказанием за всего мира безумное молчание".  Слово "мир" в языке того времени означало "общество". По мнению летописца, молчание общества в годы опричнины породило Смуту. (привычное словосочетание "безумные слова", а здесь - "безумное молчание").

- один фактор - рост разбоя, грабежей - как говорили в старину "падение нравов"

- другой - бегство на окраины страны - там вчерашние крестьяне становились "гулящими людьми" - и затем поддерживали любого рода восстания и смуты.

- недоверие любой власти, которая претендовала на верховный статус, она казалась "ненастоящей". Новыми претендентами быстро очаровывались и столь же быстро разочаровывались

           

 

Ход событий

 

            В 1604 году в Речи Посполитой (объединение Польши и Литвы) появляется молодой человек, который называет себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием. В историю ему предстояло войти под именем Лжедмитрия I. Правительство Годунова тут же проводит следствие и выясняет, кто он такой. С выводами историки согласны. Чудесно спасшимся Дмитрием называл себя Григорий Отрепьев - беглый монах московского Чудова монастыря (беглый - значит вышел из монастыря без расстрижения). Он бежал в Польшу,  поступил в услужение к магнату Адаму Вишневецкому, принял католичество и тяжело заболел. К умирающему позвали иезуитского священника. (Орден иезуитов был создан для защиты католичества, когда появились другие направления христианства). На исповеди молодой человек сообщил, что является сыном Ивана Грозного, и в детстве не погиб, а чудесно спасся. После исповеди молодой человек неожиданно выздоровел. А священник - как повелевал ему долг иезуита - сообщил содержание исповеди римскому папе и польскому королю Сигизмунду III. Сигизмунд приказал доставить молодого человека в столицу - Краков, ещё раз выслушал его рассказ и не поверил ему, но разрешил набирать добровольцев из числа польских дворян для похода на Москву. Расчёт короля был вполне рационален - если авантюрист потерпит неудачу - государственной поддержки он ему не оказал, войска не дал. А, если Отрепьеву будет сопутствовать успех, то король может рассчитывать на благодарность.

            Отрепьев собирает некоторое количество дворян, пересекает границу, и начинается его триумфальное шествие к Москве. Города открывают ему ворота, в его войско вливаются дворяне, казаки (вольные люди), и даже бояре. За некоторое время до его вступления в Москву неожиданно умирает Борис Годунов (возможно, отравлен боярами - сторонниками Лжедмитрия). Отрепьев-Лжедмитрий въезжает в Москву и провозглашается боярской думой царём. Мария Нагая признаёт его своим сыном (у подлинного Дмитрия были тёмные волосы и правильное телосложение, у Лжедмитрия - ярко рыжие волосы, одна нога была длиннее другой).

            Поведение его необычно. Он не спит днём (грех), гуляет по городу пешком, разговаривает с простыми горожанами. Не заседает подолгу в Думе, а быстро принимает решения.  Всё это делает его весьма популярным.

            Однако время идёт, а Лжедмитрий обещаний своих не выполняет - в своё время папе он обещал ввести в России католичество, королю Польши - Смоленск, дворянам и боярам московским - новые земли, воеводе Мнишеку - жениться на его дочери Марине. Выполняет лишь последнее (остальное - нереально).  Разочарование им усиливается, тем более что свадьба проходит во многом по католическому образцу. Примерно через год после триумфального въезда в Москву бояре организуют заговор, убивают Лжедмитрия, сжигают тело, пеплом стреляют из пушки в сторону Литвы.

            Между тем Смута достигает максимума. Страна распадается на несколько частей и лагерей.

-           Два центра власти складываются рядом. В Москве часть бояр провозглашает царём князя Василия Шуйского. Под Москвой в селе Тушино складывается параллельная столица. Туда прибывает некий человек, называющий себя чудесно спасшимся Дмитрием - теперь уже два раза. В историю он вошёл как Лжедмитрий II или "тушинский вор". К нему прибывают все бояре и дворяне, не признающие Василия Шуйского. В Тушинском лагере оказывается и патриарх Филарет (Фёдор Романов)

- На юге и в центре страны бушует крестьянско-казацкое восстание под руководством Ивана Болотникова, который назывет себя воеводой чудесно спасшегося Дмитрия

- На северо-западе действует некий "вор Сидорка" - Лжедмитрий III

- Для борьбы со вторым Лжедмитрием и Болотниковым Василий Шуйский приглашает в Россию шведские наёмные войска. Сначала они действуют успешно. Но казна пуста, не получая жалованья, шведские войска во главе с родственником короля Якобом Делагарди решают получить компенсацию и захватывают новгородские земли, в том числе и приневские, объявляя их частью Швеции.

- Польша в это время воюет со Швецией. Захват северо-запада России Сигизмунд посчитал несправедливым усилением своего соперника и осадил Смоленск.

- Московские бояре свергли Шуйского и пригласили стать новым царём польского принца Владислава (они рассчитывали, что принц станет основателем новой династии - а папа при этом уйдёт из-под Смоленска)

- Принц, однако, не спешит соглашаться (точнее, не даёт согласия Сигизмунд), и польские дворяне овладевают от его имени Москвой.

            Таким образом, верхи общества оказываются не в состоянии ликвидировать Смуту, и организация государства происходит "снизу" - возможно, единственный раз за историю страны. По инициативе нижегородского купца и земского старосты  Козьмы Минина начинается сбор средств и создаётся ополчение (из горожан). К нему присоединяется некоторое число казаков и дворян. Совместными усилиями они освобождают Москву от польских отрядов, и по инициативе Минина и военного руководителя ополчения князя Дмитрия Пожарского созывается представительный Земский собор для выборов нового царя. На соборе представлены все сословия, кроме владельческих крестьян.

   Претендентов на роль основателя новой династии называлось много

- представители старинной знати (Рюриковичей) - князья из дома Голицыных и Трубецких

- польский королевич Владислав

- шведские принцы Густав и Карл Филипп

- и даже сын второго Лжедмитрия и Марины Мнишек Иван - "ворёнок"

            Избран же был сын патриарха Филарета 16-летний Михаил Романов, который в момент своего избрания находился за многие сотни километров от Москвы - в ипатьевском монастыре Костромской земли. Туда вместе с матерью подальше от превратностей Смуты отправил его Филарет.

Историки неоднократно задавались вопросом - почему именно Михаил Романов? - Был он весьма заурядной личностью, в политике 16-летний Михаил никак к тому времени не проявился, да и потом за него управляли сначала отец, а потом другой родственник - боярин Морозов. Особой знатностью род Романовых тоже не отличался, и вёл своё происхождение от Андрея Кобылы и его младшего сына Фёдора Кошки, приехавших служить московскому государю в XV веке.

    По-видимому, здесь сыграло роль несколько обстоятельств

  1. Современники устали от ярких личностей и событий, Михаил Романов казался компромиссной фигурой. Как напишет позже в письме один из бояр "Миша молод, умом не дошёл"
  2. Его отец был патриархом - после царя эта была в традиционной системе ценностей вторая по сакральности фигура. Кроме того, современные исследователи предполагают, что Григорий Отрепьев не сам придумал себе роль чудесно спасшегося Дмитрия. Он до монастыря состоял на службе у бояр Романовых, и нельзя исключить, что вся авантюра была придумана именно ими.
  3. Ключевский высказал предположение, что определенную роль мог сыграть и юный возраст Михаила. Смута началась с гибели ребёнка - избирая почти ребёнка на престол, Земский собор как бы пытался искупить вину перед тем Дмитирием.

(Правда другой ребёнок - 6-летний "ворёнок" был казнён через некоторое время)

      Таким образом, в 1613 году события Смуты завершились. Следует отметить новые социальные явления, которые впервые проявились в период Смуты

  1. Появление самозванцев. Самозванчество известно как явление в мировой истории: были Лженероны, Лжежанныдарк, Лжеелизаветы английские. Но по числу самозванцев Российская история установила своеобразный рекорд. Более 200 будет известно в истории России до середины XIX.
  2. Другое оригинальное явление, проявившееся в смуте - действия казачества. Когда-то казаками назвали людей, не ушедших из "дикого поля". Теперь в ряды казачества вливались беглые крестьяне и горожане. Селились они общинами, выбирали себе вождей (атаманов), занимались промыслами и периодическим разбоем. Походы как за границы России, так и, внутрь страны получили назыание "походы за зипунами". Со временм правительство будет договариваться с казаками, поручать им охрану границ, но далеко не всегда такие договорённости будут удаваться. На протяжении примерно 200 лет казаки будут служить зачинщиками всех восстаний, и, в первую очередь крестьянских. Жили казаки по всем рубежам - от западных до Сибири, а потом и Дальнего Востока - то есть, всюду куда можно было убежать от зависимости.

Следствия Смуты

  1. Хозяйственное разорение центральных районов (20 лет ушло на восстановление хозяйства)
  2. Потеря Смоленска, Приневских земель, Новгорода ------ Новгород был возвращён по Столбовскому миру 1617 года, а за остальные земли шли разорительные войны

- в XVII веке - 3 войны с Речью Посполитой

                              - 4 войны со Швецией

- 1700-1721 - одна из самых долгих и тяжёлых войн в истории страны - Северная, которая крайне негативно сказалась и на внутрненнем устройстве государства

3) Вступление в тесные контакты со странами Европы - верхи общества познакомились с жизнью и политическим укладом Польши и Швеции - последняя более чем на сто лет стала образцом для преобразований в России

2) Установление крепостного права

            2 процесса переплелись в жизни России XVII века, на столетия вперёд определив ход развития страны

- окончательное закрепощение основной части населения

- начало модернизации

            Что представляло собою российское общество накануне закрепощения?

     К XVII веку оформляются сословия - большие группы людей, которые различаются по своим правам и обязанностям от рождения

            В официальной терминологии XVII века население делилось на подлых (тяглых, подлежащих налогообложению), неподлых и служилых

Подлые - черносошные крестьяне, ремесленники, купцы

Неподлые - духовенство и холопы (рабы)

Служилые - бояре, дворяне, люди "по прибору" - служащие за жалование

            Реальная картина была гораздо сложнее. К тому делению, которое мы изучили для XV-XVI веков, можно добавить несколько новых аспектов.

            В среде черносошных крестьян стали выделяться "капиталистые" крестьяне - те, кто организовывал небольшие производства. Скупал излишки у односельчан и вёз продавать на городские ярмарки.

            Противоположность им составляли бобыли - крестьяне, которые не могли выполнить тягла (или барщины, оброка) и скитались от двора к двору в поисках подаяния либо случайной работы.

            Не случись закрепощение, первые составили бы слой рыночных предпринимателей, буржуазии, вторые - ушли бы в города и стали наёмными рабочими.

            Появление и первых, и вторых свидетельствовало о зарождении рыночной экономики - хотя объём такого хозяйства в общей массе натурального был небольшим.

            В городах до крайности обострилась проблема белых слобод, и уход лучших ремесленников и вместе с тем "тяглецов" туда, приводил к волнениям горожан. А правительство было недовольно сокращением налогов.

            Дворянское звание с 1687 года стало наследственным. Теперь дворяне желали и законодательного закрепления крестьян за собой. Причём, чем беднее был дворянин, тем больше он был заинтересован в закрепощении.

            Из горожан набирались служилые люди "по прибору" - за жалованье. Выплачивалось оно нерегулярно, и чем больше становилось людей "по прибору" - тем нерегулярные. Именно эти люди, преимущественно стрельцы становились зачинщиками городских восстаний. Знамениты стрелецкие бунты петровского времени. Сам Пётр полагал, что это были выступления против его власти и нещадно расправлялся со стрельцами. Однако позднейшие исследования показали что по сути это были экономические "забастовки" - стрельцы были недовольны задержками зарплаты.

            Ещё один слой составляло духовенство - чёрное (монахи) и белое (мирские священники). Это было самое образованное сословие в стране. Монастыри играли роль центров образования и науки.

            При таком раскладе общественных групп в 1649 году происходит окончательное закрепощение. Вскоре крепостное состояние примет в России более жёсткие формы, чем в остальной Европе, и будет сохраняться более продолжительное время.

            Следует различать два термина - крепостное право и крепостное состояние. Крепостное состояние - такое, когда человек не может в силу обстоятельств покинуть владельца, на земле которого проживает.

            Крепостное право - закреплённое законом крепостное состояние. Интересно, что термин возник уже после отмены крепостного права в трудах историков государственной школы.

            Крепостное состояние было известно почти во всех европейских странах (кроме северных - Швеции и Норвегии). В странах Западной Европы было изжито уже к XIII-XIV векам - английские, французские, итальянские крестьяне к этому времени избавились от барщины и оброка.

            В странах Восточной и отчасти центральной Европы, наоборот, в это время крепостное состояние начинает складываться, и крепостное право наступает в XVI-XVII веках. Почему же Восточная Европа пришла к крепостному праву  тогда, когда Западная развивалась совершенно в другом направлении? Такое позднее сложение крепостного права связано, в частности, с такими обстоятельствами

(1)  К этому периоду в Европе складывается своеобразное "разделение труда". В Англии, Голландии, Франции идёт становление индустриальной экономики, быстро растут города. Производство сырья для промышленности приносит большую выгоду, чем производство продуктов. Вспомните "огораживание" в Англии - землевладельцы сгоняли крестьян, чтобы занять поля под пастбища для овец, шерсть которых можно было поставить на фабрики. Но растущие города надо было кормить - продукты питания доставлялись из стран Восточной и центральной Европы. Землевладельцам (дворянам) в этих странах было очень выгодно увеличивать производство зерна и поставлять его на внешние рынки. Иногда этим занималось государство (как в России). Чтобы удержать крестьян и заставить работать больше и потребовались в этот период закрепостительные законы.

(2) Другая причина закрепощения - войны за преобладание в регионе Балтийского моря, которые вели Польша, Швеция, Россия, германские княжества и Дания. В каждой стране королевская (царская) власть нуждалась в службе дворян, усиленно передавала им государственные земли. И, откликаясь на требования дворян, закрепляла за ними крестьян законом

(3) В России действовало ещё одно дополнительное обстоятельство - массовое бегство работников на окраины страны вследствие Опричнины и Смуты. Особо остро ощущавшаяся нехватка рабочих рук заставляла дворян усиленно жаловаться на недостаточность своего положение.

            С конца XVI по середину XVII попытки законодательно удержать убегающих работников всё нарастают. Заповедные годы (запрет переходов) вводятся всё чаще, срок урочных лет становится всё длиннее. Окончанием процесса закрепощения было принятие в январе 1649 года "Соборного Уложения" Алексея Михайловича. Этот свод законов заменил устаревший "Судебник" и был одобрен специально созванным Земским собором (отсюда название). Слова "крепостной" в "Соборном уложении" не было, но фактически крепостное право вводилось - Какими мерами?

(1) Срок сыска беглых стал вечным

(2) Владельческий крестьянин рядом положений приравнивался к вещи. Например, убийство крестьянина на территории другого владельца не влекло судебного разбирательства - просто тот, на чьей территории крестьянин убит, должен был отдать его хозяину своего лучшего крестьянина

            Тем же законом закрепощались и горожане

(3) Ликвидировались "белые" слободы. Все горожане становились тяглецами

(4) Преследованию подвергались различные попытки покинуть место приписки. Например, за женитьбу вне посада следовала смертная казнь

(5) Единственной возможностью выйти "из крепости" в городе обладал третий взрослый сын в семье. Он мог стать служилым человеком "по прибору", тогда он и его дети обретали свободу. Но таких семей было относительно немного.

 

Категория: Лекции по истории России | Добавил: Senebty (06.03.2016)
Просмотров: 608 | Теги: Россия в 17 веке, 17 век кратко | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0