Статьи

Главная » Статьи » Истории по истории » Лекции по истории России

5 Россия в 16 веке

Россия в XVI веке

 

            Первая треть XVI века приходится на правление Василия III. Он продолжил политику отца, и первая треть века ознаменована дальнейшим расширением пределов Московского государства путём насильственного присоединения соседних территорий. Крупнейшие из них - Псковская земля и Рязанское княжество. В обеих случаях присоединение проходило сходным путём. В Пскове были арестованы 300 бояр, составлявших вече и затем переправлены в Москву, вечевой колокол сослан в Москву по примеру новгродского. В Рязани был арестован последний князь Иван, рязанские бояре переселены в Москву. А служилые люди московского князя - дворяне - становились помещиками на вновь завоёванных землях.

            Вероятно, Василий III был удовлетворён итогами своего царствования, но одно обстоятельство не давало ему покоя: у Василия и его жены великой княгини Соломонии Сабуровой не было детей (единственная дочь умерла в младенчестве). Василий мог бы оставить престол братьям - но полагал, что они плохо управляют собственными уделами, и непременно желал передать престол сыну. И после 20-летнего брака с Соломонией Сабуровой Василий решился на развод и повторную женитьбу. В своё время Соломония была выбрана из 500 красавиц: великокняжеская женитьбы проходила обычно так - ко двору доставлялись красивейшие девушки из боярских, реже - дворянских семей. Князь или наследник престола выбирал. 20 лет Василий и Соломония прожили в любви и согласии, но теперь великий князь был непреклонен. Соломония была насильственно пострижена в монахини. Существует легенда, согласно которой уже в монастыре у Соломонии родился сын, наречённый Георгием. Историки сомневаются в достоверности этой легенды. Но в своё время она имела широкое хождение: и это объяснимо. Тот мальчик, который родится у второй жены Василия, станет Иваном Грозным. Легенда о несостоявшемся царе Георгии как бы предлагала альтернативу: всё могло быть иначе, не появись на свет Иван Васильевич.

            Ивана IV Грозный оказался потомком одновременно трёх крупнейших монарших домов, правивших в Восточной Европе. Мама будущего Ивана Грозного - Елена Глинская - княжна Великого княжества литовского. По отцу она принадлежала к роду Гедиминовичей - это великокняжеская династия ВКЛ, по матери - к роду Мамая. Так что Иван Грозный принадлежал и к Рюриковичам, и к Гедиминовичам и к роду Мамая. Когда Василий III посватался к Елене Глинской, ему было 46 лет, ей - 17. Дабы выглядеть моложе, Василий пошёл на невиданный шаг - сбрил бороду. Это считалось едва ли не святотатством: человек создан по образу и подобию божию, а бога в данное время представляли с бородой. Елена стала женой Василия, и в 1530 году родился долгожданный наследник престола - Иван. Согласно легенде, отражённой в источниках XVII века, в ночь, когда родился Иван страшная буря разразилась над Москвою - ломались деревья и падали церковные колокола. Впрочем, и эта легенда, скорее всего, сочинение потомков, которые знали, что будет дальше.

            Но семейная идиллия продолжалась недолго: в 1533 году Василий III умирает. Регентшей при 3-х летнем великом князе Иване становится его мать Елена Глинская. Ей также судьбой было отпущено немного: на пять лет она пережила своего супруга (до 1538).  Важнейшее мероприятие её правления - введение в России единой денежной системы. До этого две денежных единицы конкурировали друг с другом - московская копейка и новгородская сабляница. Теперь основной единицей стала копейка, а полкопейки назывались сабляницей. Чеканили все монеты в Новгороде и Пскове - уровень мастерства ремесленников этих городов по-прежнему оставался наивысшим.

            Время Ивана IV (1533 - 1584), предпоследнего правителя Московской Руси из рода Рюриковичей, вызвало столько споров и разнородных оценок, что прежде, чем говорить о его политике, стоит разобраться, почему он действовал так, а не иначе, какие внутренние противоречия сделали Ивана Грозным не только для современников, но и для потомков.

            Психологи утверждают, что основные черты личности, характера формируются в раннем детстве: до 3, может быть, до 5 лет. Дальше возможно объяснять человеку правила этикета, но добрый он или не очень, расположен к людям или не слишком – уже определено, процесс воспитания закончен. Современная психофизиология объясняет это тем, что формируются определённые устойчивые связи в  мозгу - или не формируются. Так, если до 5 лет ребёнок находился среди животных (случай Маугли), - он никогда не будет говорить, не сформируется центр Брока, центр речи. Если до 3-5 лет ребёнок не видит проявлений доброты, если его не любят и не берут на руки, способность сочувствия и сопереживания у такого человека не сформируется. Именно в такой ситуации оказался юный великий князь Иван. Рано оставшись без отца при матери, занятой государственными делами, он наблюдал борьбу боярских группировок, и очень рано оказался предоставлен сам себе. Ключевский так сказал о детстве Ивана: "Его ласкали как государя и оскорбляли как ребёнка". Великий князь московский рано понял, что как человека его никто не любит, его ценят и любят за власть, которая ему принадлежит. Видимо, именно тогда у Ивана сформировалась потребность в беспредельной власти.

            Систематическим воспитанием князя никто не занимался. Исторические источники (в частности, «Записки о Московии» германского посла Герберштейна) отразили его самостоятельные занятия. Он любил лазать по крышам и сбрасывать оттуда кошек. Но с ранних лет проявлялась и другая сторона его личности. От природы Иван был чрезвычайно любознателен, обладал прекрасной памятью и литературным даром, был "зело книжен", как говорили современники. В подростковом возрасте он перечитал едва ли не всё книжное собрание московских князей. В последствии, его сочинения демонстрируют хорошее знакомство с историческими и философскими трудами его эпохи. Литературный стиль Ивана не только Ключевский, но и современные филологи оценивают как одно из высших достижений русской культуры XVI века.

            Правление Ивана можно разделить на периоды.

1547 - 1549 - первые самостоятельные мероприятия

1549 - начало 1560-ых – время "избранной рады" (реформ)

1564 - 1572 – время опричнины

1572 - 1583 - замаливание грехов"

            Реальное правление Ивана IV начинается в 1547 году (ему 16 лет). В этот год Иван женился. Женитьба по неписаным нормам того времени означала совершеннолетие, для великого князя - вступление во властные права. Женился Иван на боярышне Анастасии Захарьиной. Фамилий до XVIII века в России не существовало. Были довольно непостоянные прозвища знатных родов. Тот род, к которому принадлежала Анастасия, назывался по-разному, но через некоторое время получит прозвище Романовых. Анастасия Захарьина была, вероятно, единственным человеком которого за свою жизнь любил Иван IV. Всего Иван будет женат 8 раз - его жёнам будут уготованы трагические судьбы. Анастасия была не просто  единственной любимой из его жён, это был, может быть, единственный человек, к которому он за свою жизнь относился по-человечески, и ранняя смерть Анастасии в определённой мере повлияет на ход дел в государстве.

            В том же 1547 году Иван венчался на царство. Инициатором этой торжественной процедуры был митрополит Макарий. С этих пор титул царя тал постоянно входить в титулатуру московских правителей, и через некоторое время сделался основным. На политическом языке того времени титул "царь" означал независимого правителя, который никому не платит дани. Как известно, этот титул появлялся ещё у Ивана III, но непостоянно.

            В том же 1547 году Иван отправляется в военный поход на Крымское ханство. Это действие было  вполне традиционным для великих князей. В начале своего правления они должны были продемонстрировать свои полководческие дарования. Но ведёт себя в этом походе Иван довольно экстравагантно. Как отмечает летописец, он "гречиху сеял, на ходулях ходил и в саван наряжался". То есть разыгрывал из себя крестьянина, скомороха и мертвеца. С одной стороны, здесь проявляется склонность Ивана к актёрству, что было в истории свойственно многим тиранам. А, с другой стороны, Иван, притворно унижая себя, тем самым как бы пытался продемонстрировать своё абсолютное превосходство. Боярин не может себе позволить побыть крестьянином или юродивым - а я могу, потому что я всё равно царь.

 

Реформы "избранной рады"

            По возвращении из похода Иван окружает себя советниками, которые составили так называемую "избранную раду" - правительство России конца 1540-ых - 1550-ых. Это правительство при участии царя будет в течение 10 лет проводить реформы - первые планомерные реформы в истории России.  Отдельные преобразования случались и раньше, но первые систематические реформы в истории страны были проведены в середине XVI века. Это не случайный момент. Проведение реформ свидетельствовало о вступлении России в новое время.

            Если предельно обобщённо обозначить отличие нового времени от средних веков то это - активизация человеческого сознания. Если средневековый человек полагал, что его предназначение состоит в поддержании того мира, который создан богом, то человек нового  времени стал ощущать себя преобразователем. Конечно, такое изменение в мироощущении свойственно было не всем и не сразу. Но в XVI веке в целом ряде европейских стран предпринимались реформы, и этот факт свидетельствует об определённом изменении средневекового сознания.

            Реформам "избранной рады" и Ивана IV предшествовали  примечательные события. В 1547 году, когда Иван впервые стал править самостоятельно, в Москве случился грандиозный пожар - в общем-то вещь обычная для деревянных городов этого времени. Но по Москве распространился слух, что пожар вызван действиями бабки Ивана Анны. Якобы, оборотясь птицей, она летала над Москвой и кропила город водой, от которой происходили возгорания. Горожане убили дядю царя и двинулись в село Воробьёво, где находился сам Иван, требуя расправы над его родственниками. Гнев горожан удалось погасить, но восстание 1547 года было первым проявлением недовольства горожан, которое наблюдал московский правитель.

            Началу реформ предшествовал также ряд челобитных (жалоб). Поступали челобитные в Челобитный приказ, куда, таким образом, информация со всей страны (иного способа сбора информации не существовало), наиболее интересные передавались царю. Так вот появились челобитные невиданного прежде содержания.  Их авторы[1] жаловались не на личные обиды, а на порядок дел в государстве. Наибольший интерес представляют "Челобитные" дворянина Ивана Пересветова, который не только критиковал порядки в стране, но и давал Ивану IV советы - как быть. Иван Пересветов применял форму иносказания. Он описывает порядки в Византии перед её падением, и заключает, что Византия перестала существовать, поскольку в ней не было "правды" - всем заправляли "ленивые богатины" (так он намекает на бояр), а "воинники" (дворяне) были отстранены от престола. В качестве примера для подражания Иван Пересветов приводит Османскую империю и её правителя Магмат-султана (вымышленное лицо, такого султана в Османской империи никогда не было). На смену государству, где всем заправляет аристократия должно прийти государство, где все нити власти сходятся в руках одного царя. С врагами единого царя расправляться надо безжалостно. "Государство без грозы, что конь без узды" говорит Пересветов. Некоторые исследователи считают автором челобитных самого Ивана IV. Дальнейшие действия великого князя напоминают исполнение советов Ивана Пересветова.

            Реформы, начавшиеся в 1549 году, разрабатывались и проводились царём и его ближайшими советниками. Понятия "правительство" тогда не существовало,  фактически круг ближних бояр и дворян при великом князе и составлял правительство. Через много лет один из участников этого круга князь Андрей Курбский, ставший к тому времени противником Ивана IV, назовёт этот круг "избранной радой". В «избранную раду» помимо царя входили:

- Митрополит Макарий - один из самых просвещённых людей своего времени, при его доме предположительно работала "Анонимная типография" - первая типография в России.

 - Сильвестр, личный духовник Ивана IV;

- князь Андрей Курбский;

- дворянин Алексей Адашев, происходивший из не очень знатного костромского рода. Видимо, он оказался самым талантливым администратором и фактически возглавлял этот круг людей

            "Избранная рада" нигде не провозглашала целей своих реформ. Но, исходя из того, что было сделано, эту цель можно вывести:

Реформы "избранной рады" были направлены на повышение эффективности управления страной и включение в политическую систему элементов самоуправления

            Систему управленияначал выстраивать Иван III - но она была "недостроена" и действовала неэффективно. Бояре-наместники больше "кормились", чем управляли. Иван же стремился во всех отношениях упрочить свою власть.

            - Намечаемые преобразования требовали средств. Иван IV попытался добыть эти средства у церкви. К XVI веку церковь стала богатейшим землевладельцем в России. По духовному завещанию часть земель отдавали церкви - жертвовали на спасение души. И век за веком земельные богатства сосредотачивались в руках монастырей. В 1551 году по инициативе царя состоялся церковный собор. Он получил название "стоглавый" - его решения были записаны в 100 главах. Царь выступил на соборе и обвинил священнослужителей в различных грехах: пьянстве, брани и так далее. Вывод царя: такой церкви богатства (земли) не нужны, их следует передать царю (государству). В тот период церковь была автономной организацией, Стоглав царю отказал.

    Тогда была проведена налоговая реформа, призванная повысить доходы казны. До реформы тягло выплачивалось в зависимости от количества дворов. Крестьяне (и горожане) обносили 3-4 дома общим забором и платили с одного двора. Теперь состоялся переход от подворного к поземельному налогообложению. Тягло взималось в зависимости от площади земли, которую обрабатывала данная община.

            Реформа дала повышение сборов: и здесь наметилось первое расхождение между царём и его окружением. В это время на прибалтийских землях существовало государство крестоносцев - Ливонский орден. Это государство стояло на грани распада. Иван IV решил вступить в войну с Орденом и отвоевать прибалтийские территории - он надеялся раздать эти земли дворянам. Алексей Адашев полагал, что войну не следует начинать и средства стоит потратить на внутренние задачи. Царь, тем не менее, в войну вступил.

            1555 - начались  реформы местного управления - губная и земская. Губа - это административная единица (район) в местах с преобладанием дворянского землевладения. Земля (волость) - единица управления там, где преобладало черносошное (крестьянское) землевладение.

            В соответствии с Губной реформой дворяне из своей среды выбирали человека, который ведал делами данной местности. Управлял он "бесплатно" - из казны ничего не получал. Дворяне были заинтересованы в развитии своих хозяйств, где они не только доходы получали, но и судили своих крестьян,  большинство из них стало дворянами недавно - никаких общих интересов у них не было. Поэтому губные старосты зачастую ничего не делали - известны примеры, когда таких выборных власть помещала в тюрьмы. Губная реформа оказалась неудачной.

            Иначе разворачивалась Земская реформа. Смысл её заключался в том, что крестьяне выбирали земских старост, которые становились местной властью. Черносошные районы (общинного землевладения) - это север. Там, в большей мере, чем в центре, развивалось крестьянское ремесло, росли промысловые сёла, возникали сельские ярмарки - это было зарождение рыночных отношений. Местные жители были заинтересованы в борьбе с разбоем, в организации суда - разрешении разного рода конфликтов, в распределении тягла. Поэтому земская реформа пошла более успешно. Крестьянское самоуправление на севере начало развиваться.

            1550 год - издание нового "Судебника" - свода законов. В соответствии с ним началась судебная реформа. К тому времени отдельного суда не существовало. Властитель был одновременно судьёй. Самый распространённый вид челобитных - на неправый суд, на "посулы" (взятки). Теперь в суде наместников и волостелей (представителей центральной власти) должны были участвовать "излюбленные головы" - выборные представители местного населения. Их участие не было гарантией справедливости, но повышало её вероятность.

            В 1556 году началась военная реформа. Провозглашалась обязательность военной службы для всех землевладельцев - не только дворян, но и бояр. Были проведены смотры и выявлены "нетчики". Так называли дворян, которые вследствие бедности или по нежеланию не являлись "конно, людно и оружно" (говорили "нет"). Их земли забирались в казну и передавались другим дворянам (среди них со временем тоже появлялись "нетчики").

            Как в целом можно оценить реформы "избранной рады"? - Исследователи полагают, что если бы эти реформы были проведены до конца, система управления стала бы несколько более эффективной, суд несколько более справедливым, возникли бы элементы самоуправления. Всё это было движением примерно в том же направлении, в котором двигалось в это время и западноевропейское общество (в сторону сословно-представительной монархии).

            Однако реформы не были доведены до конца. Случилось то, чего не мог предвидеть никто из современников Ивана IV, то что составляло предмет изумления и непонимания у его потомков. Случилась опричнина.

            В 1560 году умирает Анастасия Захарьина. Иван в отчаянии, он уверен, что его жену "извели" - отравили. К тому же на театре военных действий - в Ливонской войне - дела идут всё хуже. Сначала московская дворянская конница побеждала, под её ударами фактически перестал существовать Ливонский орден. Однако русские войска вышли к границам сразу трёх сильных держав - Швеции, Дании и Речи Посполитой (объединение Польши и ВКЛ). Противостоять сразу трём державам оказалось гораздо сложнее. Начались неудачи.

            Болезненно подозрительный Иван обвиняет в смерти жены и в военных неудачах своё ближайшее окружение - "избранную раду". Один за другим её участники подпадают под гнев царя. В тюрьме умирает Алексей Адашев, отправляется в ссылку Сильвестр, не дожидаясь монаршей немилости бежит в Литву Андрей Курбский.

 

Опричнина

 

            В современной историографии термин применяется в двух смыслах:

- учреждение, введённое Иваном IV;

- период, когда оно существовало.

Ключевский так высказался по поводу опричнины: "Это учреждение всегда вызывало удивление у тех, кто от него страдал, и у тех, кто его исследовал". До сих пор это удивление не проходит, и целый ряд вопросов, связанных с опричниной, историки трактуют по-разному. Наряду с вопросами о происхождении государства и следствиях ига он является одним из самых дискуссионных.

            Обсуждается два основных вопроса.

- Как и почему Иван IV придумал такую странную и невиданную в мировой истории вещь? Какие причины породили опричнину?

- Какие следствия имела опричнина для дальнейшего хода истории России?

Ход событий

После того как многие из бояр и дворян московских подвергаютсяказням и опалам, в январе 1564 года Иван предпринимает своеобразный актёрский ход. Он удаляется в свою загородную резиденцию - Александровскую слободу - 100 км от Москвы - и направляет два послания в столицу. Одно предназначалось московским боярам и дворянам. В нём Иван заявлял, что все они изменники, и у таких изменников он не хочет и не может быть царём. Другое предназначалось московским "чёрным" людям - рядовым горожанам. Иван говорил, то зла на них не держит, но при таких боярах- изменниках, быть на Москве царём не может.

            Отказ князя от власти - вещь невиданная, в представлении людей традиционного общества властитель - фигура священная. И потянулись в Александровскую слободу бояре и дворяне с уговорами. Иван быть царём согласился, но при двух условиях:

1 - казнить, не спрашивая боярского совета;

2 - учреждение опричнины.

            В1564 году с согласия верхов московского княжества Иван учреждает опричнину. Слово опричнина было известно давно. Происходит оно от древнерусского предлога "опричь" - "кроме".  Так назывался удел, который выделялся вдове - кроме (опричь) других земель, передаваемых сыновьям и церкви.

            Но та опричнина, которую учредил Иван, мало была похожа на предшествующую. И в мировой истории это было учреждение невиданное.

Опричные мероприятия

1 - Вся территория России была поделена на две примерно равные части. Одна стала именоваться земщиной, другая - опричниной. Были образованы две разные системы управления - создано как бы два государства в государстве. Во главе опричнины встал сам царь со своей ближней думой. Столицей опричнины стала Александровская слобода. Во главе земщины также была поставлена боярско-дворянская дума во главе с дьяком Иваном Висковатым. Управление земщиной осталось в Москве.

2 - В опричнину, как заявил царь,  он забирает лучших людей, лучших слуг своих. В земщине остались как бы "худшие люди". Посему земщина была обложена дополнительным и очень тяжёлым налогом в пользу опричнины. Такое деление собственной страны правителем на две половины является беспримерным в истории. До сих пор остаётся неясным, по какому принципу часть страны попала в земщину, а часть - в опричнину. И там, и там были и черносошные земли, и боярские, и дворянские. Пополам оказалась поделённой и Москва. В центре Москвы даже была улица - Никольская, одна сторона которой вошла в земщину, а другая - в опричнину.

3 - Царь создаёт опричное войско и с его помощью начинает опричный террор. Цель, провозглашённая Иваном, - "вывести измену". Опричных воинов - опричников - царь отбирал лично. Туда вошли люди из разных социальных слоёв: были в числе опричников и бояре, и дворяне, и вчерашние горожане. Поначалу опричное войко составляло 1000 человек, к концу периода - 6000. Именно руками этих людей и осуществлялся террор. Один из исследователей (Скрынников) заметил, что принципом отбора в опричное войско служило "отсутствие совести". Во  главе опричного войска был поставлен Малюта Скуратов, имя которого стало нарицательным.

            Опричники составили что-то вроде рыцарского ордена с особым распорядком жизни. Допоздна продолжались пиры, а с рассветом, переодевшись в монашескую одежду, они начинали молиться.  Периодически отряды опричников отправлялись в рейды по стране, творя убийства и разбой. В большей мере такого рода рейдам подвергалась земщина, но и опричнина также. Зачастую казням подвергался не только человек, обвинённый в "измене", но и его родственники, и даже слуги. Так, например, двоюродный брат самого Ивана IV князь Владимир Андреевич Старицкий был убит не только вместе с женой и детьми, но казни подверглась и его мать и 12 монахинь, её сопровождавших.

Существует легенда об атрибутах, которые использовали опричники: это собачья голова и метла, притороченные к седлу. Первая служила символом того, что опричный воин собирается измену выгрызать, а вторая - выметать. Легенда эта основана на сообщениях иностранцев. Однако специалисты по эпохе Ивана Грозного полагают, что речь идёт лишь о нескольких руководителях опричного войска. Рядовые опричники такого облачения не имели - такого количества собак просто нельзя было сыскать в Александровской слободе и её окрестностях.

Один из вопросов, который возникает при изучении опричнины: против кого был направлен опричный террор? Кто были его жертвы? По какому принципу они избирались?  В начале XX века историк  Платонов разработал теорию, согласно которой основным объектом террора были бояре. Царь хотел уничтожить независимость этого слоя, заменить непокорных бояр верными и послушными дворянами.

Однако источники, которые были введены в оборот исторической науки позже, свидетельствовали о другом. Важнейшим источником по данной проблеме оказался синодальный список. Синодальный список или синодик - это список лиц, за которых священнику предстоит молиться в церкви. Часто такие списки составлялись после сражений или во время эпидемий, когда число погибших оказывалось большим, всех помнить священник не мог. Подобный список был составлен и для Ивана Грозного. После отмены опричнины царь решил молиться за всех, кто погиб по его вине, замаливать грехи. В таких молитвах пройдут последние годы его жизни. Погибших было много. Их то имена и составили Синодальный список Ивана IV. Для исторической науки это бесценный источник, поскольку в нём перечислены не только имена, но называется и социальное положение убитых, и места, откуда они происходили. Таким образом, синодик Ивана мог бы приоткрыть завесу тайны и в какой то мере объяснить цели опричнины. Этот документ, обнаруженный в архиве, оказался набором фрагментов, которые при лёгком прикосновении обращались в пыль. Реставраторам удалось почти полностью восстановить синодик. В списке оказались имена бояр, дворян, приказных чиновников, мирских священников, монахов, ремесленников, купцов, и в немалом количестве крестьян. Выяснилось, что опричный террор был направлен против представителей всех социальных слоёв. Теория о боярах, с которыми боролся Иван, оказалась опровергнута. Но вопрос о смысле опричнины остался открытым. Если террор - против всех, в чём его смысл?

Князь Курбский, бежавший в Литву ещё до начала опричнины, попытался "вразумить" Ивана, вступив с ним в переписку. Сохранилось три письма Курбского и два письма Ивана. Письма полны взаимных упрёков и оскорблений, но стороны остались при своём мнении. Позже Курбский собирался организовать поход на Москву во главе литовского войска с целью свержения Ивана. По-видимому, он надеялся на поддержку бояр внутри России. Но такой поддержки не получил и от своего плана отказался.

Внутри страны против политики Ивана выступил митрополит Филипп (в миру Фёдор Колычев). Происходивший из знатного новгородского боярского рода, Фёдор рано постригся в монахи и ушёл на север в Соловецкую обитель. Тогда это были простые деревянные церкви и избы, где помещались монашеские кельи.  Со временем, заслужив уважение монахов уединенной жизнью в лесу, Фёдор станет настоятелем и 18 лет будет возглавлять монастырь. Монастыри в те времена играли роль центров мысли и просвещения. Под руководством Колычева Соловецкий монастырь стал единственным в своём роде центром технической мысли. Там действовали инженерные решения и сельскохозяйственные технологии, которых больше в то время в России не было нигде. Это была как бы экспериментальная площадка. Колычев вложил в развитие монастыря всё своё огромное состояние, доходы с новгородских имений, доставшиеся по наследству от матери. И при этом оказался способным организатором и своеобразным новатором. В монастыре были возведены многочисленные каменные постройки, которые и по сию пору видят туристы, были выкопаны 72 пруда и искусственное озеро, соединённые друг с другом. В этой системе работали водяные колёса, крутившие жернова мельниц. На многочисленных монастырских производствах применялась автоматизация: например, кирпич и известь при строительстве поднимали блоками, действовавшими от ворота, который приводился в движение лошадьми. А квас стали подавать в погреб по трубам и по трубам же разливать в бочки. Раньше разлив производили вручную шесть человек. Всё это были не личные изобретения Колычева - но он оказался организатором такого уникального для XVI века хозяйства. Слава о Соловецком монастыре распространилась далеко, и знаменитого настоятеля монастыря в разгар опричнины Иван Грозный захотел видеть главой русской православной церкви. Он полагал, что Колычев своим авторитетом санкционирует его политику. Фёдор Колычев не хотел занимать митрополичий престол, но не мог противиться воле церковного собора. В 1566 он становится митрополитом. А через два года во время богослужения в Успенском соборе он отказал Ивану в благословении. На следующий день в проповеди выступил с обличением опричнины и казней. После таких выступлений Фёдор Колычев был сослан в один из тверских монастырей. На прямое убийство митрополита Иван не решился - церковь была независимой организацией, и авторитет митрополита был высок. В глазах народа царь - от бога, но и митрополит - от бога.

Реакция крестьян и горожан на опричнину выражалась в массовом бегстве. Главным образом, на юг страны. Если от Орды бежали на север - во владимиорские леса, то от опричников бежали, наоборот, на юг - в порубежье.

Между тем Иван заподозрил в измене целый город - Новгород. В 1569 году несколько тысяч опричного войска отправляются громить Новгород, опустошая по дороге территории, через которые проходили. Опричное  войско  следует через Тверь, и там, в монастырской келье был задушен Малютой Скуратовым Фёдор Колычев.

Разгром Новгорода длился 6 недель. Несколько тысяч новгородцев были утоплены опричниками в Волхове. А в Москве в те же дни был казнён глава земщины Иван Висковатый.

Но опричнине существовать оставалось недолго. В 1571 году крымский хан Давлет-Гирей решил совершить набег на Москву. Иван Грозный отправил защищать Москву опричное войско. И опричники, успешно сражавшиеся с мирным населением, защитить Москву не смогли. Опричное войско разбежалось. Москва была разграблена. Падение Москвы, видимо, заставило Ивана IV несколько иначе взглянуть на созданное им воинство метлы и собачей головы. Изменниками в итоге оказались сами опричники. По некоторым сведениям в 1572 году Иван IV отменяет опричнину и распускает опричное войско. "По некоторым" - потому что единственное упоминание об отмены опричнины у английского мемуариста Гарсея - но по ряду косвенных признаков исследователи склонны этому упоминанию доверять.

Всего 8 лет длился период опричнины, но его след в истории был достаточно глубок

 

Следствия опричнины

 

1) Датский посол Ульфельд, проезжавший по России в 1478 году отмечал несжатые поля, опустевшие деревни и города. По подсчётам исследователей, основанных на тягловых документах, в окрестностях Москвы было заброшено 5/6 земель. Опричнина была не единственной причиной такого положения, но самой существенной.

 Массовое бегство населения от усиленного налогового бремени и террора на окраины страны --------- стремление землевладельцев и государства законодательно закрепить работников за местами их проживания

2) Произвол опричников сделал "суды излюбленных голов" и деятельность выборных дворянских старост бессмысленными. Подавлены тенденции самоуправления. Сделан шаг в сторону самодержавия

3) В начале XVII века Россия вновь распадётся и наступит всеобщий хаос, получивший в исторической литературе название "Смута". Исследователи склонны считать её прямым следствием опричнины. Любое насилие порождает насилие. Источники отмечают разбой, ставший характерной чертой городской жизни к исходу опричнины. Рост преступности, кризис доверия власти - опричнина создала социально-психологическую основу для Смуты.

            А теперь вернёмся к вопросу о причинах и смысле опричнины. Ясно, что без Ивана Грозного не было бы и опричнины. Почему - странное деление собственной страны на две чести? И для чего - террор? Только ли стремление Ивана к беспредельной власти тому причиной? Вот некоторые версии исследователей.

1 - (Павлов) Реформы избранной рады шли медленно, а порой проваливались - как губная реформа. Почему? В сильной и эффективной монархической власти в XV-XVI веках в ряде стран Европы были заинтересованы ремесленно-торговые города (безопасность дорог, защита от произвола крупных землевладельцев). Начало становления капитализма породило в Западной Европе абсолютные монархии. (Потом в XVIII веке эти монархии будут испытывать кризис, развитым промышленным городским обществам нужны будут не монархии, а республики). Но пока города желали развиваться под покровительством королей. В России в середине XVI века ростки рыночных отношений были лишь на Севере. В целом общество XVI века не было заинтересовано в сильной монархической власти. Но именно такой власти желал Иван Грозный. Ощущая определённое сопротивление централизаторским реформам периода "Избранной рады" царь пытается подчинить страну насильственным путём - через разделение и террор. Принцип "divide et empire" провозгласили древние римляне. Но они разделяли покорённые народы. Иван же применил принцип "разделяй и властвуй" по отношению к собственной стране. Опричнина была попыткой централизовать власть при несложившихся социально-экономических предпосылках. Абсолютная монархия сложилась раньше, чем была обществу нужна, и потому - в уродливых формах.

2 - (Хорошкевич) Изучая приказную документацию XVI века исследователи установили, что основной объём налогов шёл на войны, причём, главным образом, - на Ливонскую войну, которая продолжалась четверть века и была крайне неэффективной. Одни и те же крепости переходили из рук в руки, всё новые и новые отряды направлялись на Ливонский театр, где терпели одно поражение за другим. Итогом Ливонской войны была потеря того единственного участка побережья Финского залива (выхода в Балтийское море), которым обладала Россия до начала войны (прежде это были Новгородские земли). Опричнина была попыткой заставить людей платить чрезвычайные налоги. Официально, к примеру "плохая" земщина содержала "хорошую" опричнину, на самом деле средства шли на войну.

3 - Александр Юрганов  попытался подойти к проблеме опричнины не с точки зрения экономических или политических условий, а с позиций социальной психологии, особенностей сознания человека XVI века. Известно, что средневековая Европа - и Европа вплоть до XVII века жила ожиданием Страшного суда, второго пришествия, Апокалипсиса. Периодически такие ожидания усиливались и создавали атмосферу постоянного напряжённого сраха. Ждали страшного суда и на Руси. Юрганов полагает, что Иван Грозный "придумал" опричнину, исходя из этих ожиданий. Только на роль страшного судьи он поставил самого себя, как бы взял на себя роль бога. Опричнина была попыткой осуществить страшный суд силами земного властителя. В этой игре земщина символизировала грешный мир. Опричное войско - воинство страшного судии. Александровский дворец - так называемый "чертог правды", место Страшного скуда. Какие источники позволили Юрганову создать такую концепцию? Он обратил внимание на сходство обрядов, проводившихся в Александровской слободе и описаний страшного суда в апокрифах. Апокрифы (тайные писания) - это различные варианты библейских текстов и комментарии к ним, не признававшиеся католической или православной церковью. Распространённый вид апокрифов - описание Страшного суда. Хорошо начитанный Иван Грозный был, несомненно, знаком с такой литературой.

Различные версии не противоречат друг другу: нельзя исключить, что опричнина была следствием всей сложной совокупности обстоятельств.

 

 

[1] Ермолай Еразм, Максим Грек

Категория: Лекции по истории России | Добавил: Senebty (06.03.2016)
Просмотров: 658 | Теги: 16 век кратко, Россия в 16 веке | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0