Зачем Иван Грозный слушался Ивана Пересветова?

        С 1549 года на имя молодого царя Ивана Васильевича, будущего Грозного, стали поступать жалобы, или как их тогда называли, челобитные, необычного содержания. Их авторы ничего для себя не просили. Они жаловались не на личные обиды, не на плохих воевод и неправых наместников, а на порядок дел в  государстве. Особенно красноречив был дворянин по имени Иван Пересветов. Он осмелился жаловаться дважды и не только критиковал порядки в стране, но и давал царю советы - как быть. И, если в первой, «Малой челобитной», Иван Пересветов лишь излагал свои взгляды, то во второй, «Большой челобитной», настаивал на изменениях. Как же отреагировал царь Иван, впоследствии прозванный Грозным? Казнил Ивана Пересветова за подобную дерзость или не обратил на его разглагольствования никакого внимания? Ни то, и ни другое. Царь… последовал советам своего дворянина.

Чем же был недоволен Иван Пересветов и что он советовал делать? Мысли свои царский «воинник» выражал иносказательно. Он описал порядки в Византии перед её падением, и заключил, что могущественная византийская держава перестала существовать, поскольку в ней не было "правды": всем заправляли "ленивые богатины" (так он намекает на бояр), а "воинники" (дворяне) были отстранены от престола. Читатели челобитных должны были понять, что московское государство может ждать подобная судьба, если царь не водворит в нём «правды». На смену государству, где всем заправляла аристократия, должно было прийти государство, где все нити власти  сходились бы к одному царю. С врагами единого царя Иван Пересветов советовал расправляться безжалостно. Опираться при этом следовало на верных дворян. "Государство без грозы, что конь без узды", - писал Пересветов.

Последующая деятельность Ивана IV оказалась воплощением программы, которую начертал автор челобитных. Собрав круг советников («избранную раду»), царь начал преобразования. Реформы должны были укрепить его власть. Не всё получалось. Вполне рациональный период реформ сменился кошмаром опричнины. Но цель стояла всё та же: ни с кем власти не делить, «грозу» наводить руками преданных «воинников».

Отчего же мысли дворянина Ивана Пересветова оказались столь близки царю Ивану Грозному? Почему слова «Челобитных» и дела царя поразительным образом совпали? Многие историки уверены: Иван Пересветов и Иван IV – одно и то же лицо. Можно сказать иначе – «Пересветов» псевдоним Грозного. В «Малой» и «Большой челобитных» царь жаловался самому себе и себя же поучал, что делать. Было бы странно не последовать совету столь важного лица.

Вот аргументы учёных. Во-первых, «Челобитные» написаны превосходным стилем и слогом, выдающим человека весьма начитанного. Предположить такую образованность у рядового дворянина XVI века, каковым представляется Иван Пересветов, довольно сложно. Большинство его «коллег» были попросту неграмотны. В отличие от царя, который по отзыву летописца был «зело книжен», а по оценке выдающегося историка Василия Ключевского, являлся самым талантливым писателем своего времени.

Во-вторых, Ивану Грозному всегда было свойственно актёрство, притворство, игра на показ. Свою политическую «карьеру» он начал с похода во владения крымского хана. Вполне традиционное для князя действие. В начале  правления он должен был продемонстрировать своё полководческое дарование. Выступив в поход, Иван не достиг поставленной цели, однако повёл себя весьма экстравагантно. По словам летописца, он "гречиху сеял, на ходулях ходил и в саван наряжался" - разыгрывал крестьянина, скомороха и мертвеца. Притворно унижая себя, Иван демонстрировал своё абсолютное превосходство. Боярин не может уронить себя в глазах окружающих, не может притвориться крестьянином или юродивым, а он, царь, может, потому что всё равно останется царём. Разыгрывать спектакль Ивану предстояло ещё ни раз.  Приступить к реформам безо всякой игры и притворства было бы не в духе Ивана IV.

Так и появились на свет «челобитные», позволявшие царю утверждать неограниченную власть как бы не по своей воле, а «по просьбе» служилого дворянина.  «Глас народа – глас божий», - утверждали древние римляне. Иван Грозный был с ними согласен.